Вместо предисловия:

Париж, Май 2001

      Ма cherie, я так скучаю по тебе в Париже! Здесь почти лето, и в солнечном саду Тюильри сидит на стульчиках половина города. Парижанки очаровательны. Вчера я купил старую стереокамеру и фотографировал бистро на набережной Сены. Кстати, прочитал в газете, что у вас в Москве скоро будет выставка трехмерной fashion-фотографии. Закажи мне билеты на открытие и позвони, когда и где она состоится. Я тут же примчусь. Пусть это будет нашим лучшим свиданием!

      Люблю, обнимаю нежно, твой NN

      И действительно, вчера состоялось открытие выставки трехмерной fashion-фотографии "Camay: Три измерения красоты".

      Двадцать работ, открывающие новые технологические перспективы перед fashion-фотографией, заставили вечером 28 мая добровольно надеть весь московский бомонд разноцветные стерео-очки.

      Любой художник знает, как трудно на плоскости холста передать игру света, которая дает объем изображению. Сколько краски и бессонных ночей ушло, чтобы воспроизвести то, что природа делает с такой легкостью. И только стерео-фотография способна остановить прекрасное мгновение "в полном объеме". Она пленяет зрителя - ему хочется дотронуться до изображенного предмета и заглянуть за него, в глубину, которая на самом деле лишь игра света.

      Считается, что стереофотография появилась одновременно с фотографией двухмерной. Однако первый стереоскоп упоминается уже в конце XVIII столетия: человек с непримечательной фамилией Смит опубликовал в 1738 году парный рисунок и описал приспособление для его рассматривания, создававшее полную иллюзию объемности. В строгом смысле слова, Смита нельзя считать основоположником стереофотографии, однако совсем не упоминать этого человека было бы крайней несправедливостью.

      Развитие техники фотосъемки вообще подстегивало развитие - стереофото. Уже во времена Дагерра существовали трехмерные изображения: портреты, пейзажи и натюрморты. Однако настоящий бум стереофотография пережила в середине XIX столетия: речь шла не просто о возможности такого рода съемки, а о коммерческой стороне дела. В 1849 году сэр Дэвид Бюстер предложил модель стереоскопа с двумя увеличительными линзами, а к середине 50-х годов только в Англии было продано более миллиона призменных стереоскопов Бюстера. Рекламная кампания потрясающей воображение игрушки для взрослых проходила под лозунгом: "Ни одного дома без стереоскопа". Предприимчивые англичане были не далеки от поставленной цели: в редком доме не встречалось коробочки, оснащенной линзами. Модели стереоскопов изобретаются и патентуются с впечатляющей скоростью. В 1851 году на лондонской выставке "Кристал Палас" демонстрируется стереоскоп Дюбоска и Солейя с набором дагерротипных стереоскопических изображений. В 1853 году житель Филадельфии Ж.Ф. Машер патентует самую простую модель стереоскопа: кожаный ящик, куда помещалось одновременно два изображения, рассматривавшихся через пару линз. Кстати, анаглифный метод (когда пара снимков сводится в одно изображение со смещением красного и синего цветов), использованный организаторами выставки "Camay: три измерения красоты", впервые был предложен Д'Альмейда и Дюко дю Ороном в 1858 г., затем реализован в кино Луи Люмьером в 1935 г.

      Трехмерные изображения кружили головы любителям прогресса, обольщавшимся близостью "золотого века" человечества е его торжеством технического прогресса, и увеселяли ярмарочные толпы по всему миру. Ящички со стереографическими картинками можно было встретить и на русских ярмарках, и в американских салунах, и во французских кафе. В 1853 году в Англии была изобретена двухлинзовая камера, ставшая альтернативой обычной практике стереосъемки, при которой объект снимался в две экспозиции, а камера сдвигалась по горизонтали на штативе; таким образом, значительно упрощаясь, техника съемки становилась доступнее и распространеннее. Стереоизображения оставалась развлечением, но развлечением, обещавшим стать чем-то большим.

      Поезд братьев Люмьер несколько потеснил статичные изображения, однако попытки снимать стереокино начинались почти тогда же, когда появились первые киноаппараты. В России подобные эксперименты были особенно популярны в 20-30-х годах. Их итогом стал первый в мире коммерческий показ стереоскопического фильма "Концерт", состоявшийся 4 февраля 1941 года в кинотеатре "Москва". Уникальность события заключалась в том, что благодаря установленному в зале светопоглощающему растровому экрану зрители могли наблюдать объемное изображение без каких-либо индивидуальных сепарирующих устройств (лорнеты, очки и т.д.). Война прервала, но не Прекратила эксперименты в этой области: стереофильмы создавались вплоть до 90-х годов.

      Очередная вспышка интереса к стереофото приходится на 60-70-е годы: появление зеркальных фотокамер и качественной цветной обращаемой пленки породило немало энтузиастов-любителей. В СССР выпускались специальные стереофотоаппараты, а также стереонасадки на объектив. Тогда же большой популярностью пользовались стереофильмоскопы (стереоскопы), позволяющие увидеть большинство мировых достопримечательностей практически "вживую",

      Александр Мелкумов, директор Научно-творческого центра «Стереокино», выступившего консультантом проекта: "Парадоксально: человечество давно справилось с глухотой и двухцветностью экрана, но до сих пор весьма снисходительно относится к отсутствию объема, хотя восприятие любого объекта в трех измерениях столь же нормально и даже необходимо, как и цветовосприятие. Мне кажется, что нынешнее столетие - век 3D-технологий, которые получают все большее и большее развитие". Об объеме изображения уже давно задумывались многие лучшие умы человечества. Сальвадор Дали был одним из них. Он даже создал стерео-картину, пользуясь методом игольчатого экрана великого русского аниматора и первопроходца объемного кино Алексея Алексеева, всю жизнь прожившего в Париже.

      Итак, стерео возвращается в новом качестве. Теперь оно воспевает обворожительную красоту женщины, ту красоту, которая влечет и манит мужчин. В России подобная эксклюзивная акция, как "Camay: Три измерения красоты", проводится впервые. Ей предшествует публикация части выставляемых стерео-фотографий в майском номере журнала Shape.

      Хотя сегодня существует несколько технологий создания трехмерности, они в основном используются в утилитарных целях - от пластмассовых календариков до голографических наклеек на видеокассеты. Существуют также компьютерные технологии, позволяющие сделать трехмерной самую обычную фотографию и даже компьютерную игру. Однако организаторы выставки пошли по более сложному пути - для получения максимального качества фотографий и эффекта трехмерности. Была воссоздана старая технология, при которой съемка производится стереофотоаппаратом, имеющим два объектива. Фотосессия проводилась раритетной стереокамерой "Спутник" (подобная аппаратура больше не выпускается нигде в мире, и только в России еще можно найти единицы таких фотоаппаратов в рабочем состоянии, оставшиеся с советских времен). Полученные пары снимков далее совмещались и выводились на бумагу.

      Авторов проекта вдохновили женские образы Camay, которые идеально ложатся в концепцию мероприятия: Jardin - уверенность и неотразимость, Chic - элегантность и утонченность, Gold - благородство и шик, Satin - нежность и хрупкость. Таким образом, все фотографии стали отображением той неотразимой женственности, которая так привлекает мужчин.

      На выставке "Camay: Три измерения красоты", организаторами которой выступили Camay, журнал Shape и агентство "АРТЕФАКТ", своеобразным входным билетом для читателей Shape были специальные анаглифические очки, которые вложены в каждый номер журнала с этой съемкой. Они воспроизводят специфику человеческого цветовосприятия, когда правый глаз воспринимает синий, а левый - красный цвет. Вся выставка решена в едином настроении. Условно авторы проекта называют его "парижским", поскольку именно этот город ассоциируется с атмосферой любви и романтики, которой пронизана съемка. Исходя из этого, строится концепция оформления выставки - живые цветы, стилизованные французские кафе. Даже пригласительные билеты выполнены в виде открытки из Парижа с видом Елисейских полей.

Вместо послесловия.

      «... 13 декабря 2000 года. Дэниел Бун Дейвис (родившийся в 1940 году) вышел из состояния 30-летнего 'долгого сна', в который погрузился в 1970 году. Проснувшись, он обнаружил вокруг себя много нового, в том числе {робота-официанта (его прообраз был создан когда-то сами Даниелом и самоперелистывающуюся газету на глянцевой бумаге со стереоскопическими фотографиями...» (из романа Роберта Хайнлайна 'Дверь в лето').

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить