Охрана здоровья детей относится к приоритетным направлениям нашего здравоохранения. Одним из основных звеньев в борьбе за здоровье детей является охрана зрения, предупреждение и лечение заболеваний и травм глаз, профилактика слепоты и слабовидения, снижение уровня инвалидности, что имеет большую социальную значимость.

      Наиболее частыми причинами понижения зрения являются аномалии рефракции (среди которых главное место принадлежит близорукости - 25-30%), косоглазие и амблиопия.

      Распространенность детской слепоты - 1,6, слабовидения - 3,5 на 10 тыс. детей. Инвалиды с детства по зрению составляют 20,7% от общего числа инвалидов по зрению в РФ, а от лиц в возрасте от 19 до 50 лет - 55,4%.

      Основная причина резкого понижения зрения, слабовидения и слепоты в настоящее время - врожденная патология. По данным обследования 72 специальных школ РФ, врожденная патология среди причин слепоты и слабовидения выявлена у 88-92% учащихся (соответственно).

      Наиболее частыми клинико-анатомическими причинами слепоты и слабовидения являются: атрофия зрительного нерва (30,9-20,8%), врожденная патология хрусталика, в основном - катаракты (10,0-19,5%), патология сетчатки (8,0-10,1%), миопия высокой степени (7,4-18,2%), последствия увеитов (8,6-4,0%), врожденная глаукома (4,2-2,2%) и др.

      В связи с высоким процентом детей с понижением зрения и с высокими показателями инвалидности по зрению у детей вопросы профилактики зрительных расстройств, слепоты, улучшения оказания офтальмологической помощи детям находятся в центре внимания офтальмологов, органов здравоохранения и общественности.

      В последние годы благодаря научным исследованиям достигнуты определенные успехи в лечении целого ряда заболеваний глаз у детей.

      Достигнуты определенные успехи в диагностике и лечении врожденных катаракт. На основе данных клинических, электрофизиологических и иммунологических исследований разработана и внедрена в практику система дифференцированного подхода к срокам и методам удаления врожденных катаракт с учетом клинико-функционального полиморфизма, в зависимости от типа помутнения хрусталика, наличия и степени выраженности сопутствующих изменений глаза и организма, состояния зрительно-нервного аппарата и иммунного статуса. Обоснованы сроки ранних операций (в 2-5 месяцев жизни ребенка) и разработаны показания к ним. Дано клинико-иммунологическое обоснование оптимальных временных интервалов между операциями одного и парного глаза. Показано, что наиболее благоприятное течение послеоперационного периода наблюдается в период еще не развившегося или угасающего тканеспецифического ответа на хирургическую травму ранее оперированного глаза (а это либо 5-7-й день, либо 2-3 месяца после первой операции).

      Удаление вторичной катаракты также целесообразно проводить в период выраженного ослабления тканеспецифического иммунного ответа на экстракцию катаракты.

      Усовершенствованы методы микрохирургических вмешательств, применяются современные технологии: операции с помощью ультраз-вука, ленсэктомов, лазера и др.

      В настоящее время широкое распространения получила интраокулярная коррекция афакии после удаления врожденных и травматических катаракт у детей. Отдаленные результаты (сроки наблюдения -около 20 лет) показали высокую эффективность и безопасность метода. Однако следует сказать, что операции с имплантацией ИОЛ должны проводиться в специализированных учреждениях высококвалифицированными хирургами строго по показаниям, с применением современных моделей заднекамерных линз.

      Предпочтение следует отдавать первичной имплантации. Отступление от этих правил, использование зрачковых линз без должного наблюдения больных, может давать высокий процент осложнений. Использование современных методов микрохирургии и медикаментозного лечения, коррекция афакии (интраокулярные линзы, контактные линзы), плеоптики, с применением современных технологий (лазерных, компьютерных и др.) позволило существенно улучшить результаты лечения врожденных катаракт и снизить число осложнений. Хороший оптический эффект достигается в 99,2% случаев, 30% детей приобретают возможность обучения в массовой школе (острота зрения 0,3 и выше), 50% - по зрячему способу в школах слабовидящих.

А.В. Хватова, Л.Н. Зубарева, Е.И. Сидоренко, В.В. Мишустин.

Благодарим за предоставленный материал Интернациональный Офтальмологический Центр "Прозрение".

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить