В условиях нестабильной белорусской экономики строить долгосрочные бизнес-планы — все равно, что возводить дом на вулкане. Рисковать не хотят ни зарубежные инвесторы, ни те, кто исхитрился заработать в Беларуси, ни молодые и активные, кто думает начать собственный бизнес.

Ольга Самощенко и Елена Цокаленко — модельеры, особенно ярко заявившие о себе в последние два-три года. Вчера они собирали призы на фестивалях моды СНГ, а затем появились и на российских неделях pret-a-porter.

Эти дизайнеры явно не вписываются в белорусскую идею «рыночного социализма» и, пока «летят щепки», предпочитают тихо работать на своих клиентов, благо, конкуренция в Беларуси практически отсутствует.

В марте Ольга Самощенко и Елена Цокаленко представят свои коллекции на MFW – Московской неделе моды. Надеемся, что их работы будут оценены не только зрителями, но и байерами.

Мы встретились с дизайнерами накануне показов, чтобы узнать о ситуации в модной индустрии Беларуси и о том, что они ждут от предстоящей недели моды.

Красота-онлайн: Есть ли у вас коммерческие интересы, связанные с Беларусью?

Ольга Самощенко: Перспектива одна – создавать свое ателье. С одной стороны, хорошая идея, а с другой – работать с частными клиентами надоедает. Пока я сомневаюсь, стоит ли открывать ателье в Минске. Пока я сделала коллекцию для Московской недели моды и, вполне вероятно, скоро начну готовить следующую.

Кр-Он: Вам интересно работать с авторскими моделями в то время, как другие пытаются выйти на тираж?

О.С.: Наши с Татьяной Котес коллекции продавались в «Марках», но мне хочется еще с кем-нибудь поработать. Мне интересно делать что-то эксклюзивное. В Беларуси нет условий для развития молодых дизайнеров. Если бы нас предприятия приглашали нас работать — пусть даже за копейки, но давали возможность творчества, я бы пошла.

Кр-Он: Вы готовы сотрудничать с ними как самостоятельный художник?

О.С.: Я думаю, что наши предприятия не готовы, чтобы к ним прийти и сказать: «Я хочу заказать у вас линию спортивной одежды. Вот эскизы, вот ткани. Вы отшиваете, и мы их продаем». Я думаю, в Беларуси никто на это не пойдет.

Кр-Он: Что конкретно мешает организации своей марки?

О.С.: Дело даже не в деньгах. Не самые большие деньги нужны, чтобы снять помещение, поставить машины, посадить девочек и начать работать. Но у меня не хватает сил заниматься этим. Это же конкретные действия: сегодня я иду искать помещение – перенесем это на завтра. Я бы за любые деньги снимала помещение, если бы кто-нибудь его нашел. Куда идти, у кого спрашивать? Но я думаю, что и у меня терпение рано или поздно закончится — я посажу швей и начну работать. Наверное, я пока просто не созрела для этого.

Кр-Он: Насколько вам интересен белорусский рынок?

Елена Цокаленко: Я думаю, что интереснее продаваться за границей и в Москве. Но точно не в Беларуси — это многие говорят. Нужно получать какой-то опыт продаж за границей. Но не всегда есть возможность туда поехать, иногда получается переправить туда единичные вещи.

Кр-Он: Но все же это не очень цивилизованный путь.

Е.Ц. : Нет, это просто проба. Москва сейчас мне интересна более, чем все остальное. Потому что там мода развивается на другом уровне. И хотя после участия в Московской неделе моды я не могу сказать, что байеры мной очень интересовались – они предпочитали работать с теми, кого уже знают, — но рано или поздно они могут прийти и ко мне. Я думаю, что должен быть другой уровень вещей, более качественный, более технологичный. Я смотрела одежду Бирюкова – я вижу в ней качество, у Мезенцевой, у Колпашниковой тоже, чего не могу сказать о многих других дизайнерах. Я думаю, что участие в неделе pret-a-porter — это очень полезный опыт, и стоило попробовать первый раз, чтобы увидеть и понять, что нужно делать, чтобы твои вещи продавались. Там свои законы. Конечно, это удовольствие дорогое, но, с другой стороны, если ничего не вкладывать, то ничего и не получишь.

Кр-Он: То есть вы участвовали в неделе pret-a-porter для того, чтобы получить информацию?

Е.Ц.: Мне было интересно посмотреть, что делают профессиональные модельеры. То, что есть в Беларуси и то, что в Москве – это абсолютно разные вещи. После этого у меня поменялись взгляды на многое. Там есть, чему поучиться. Совсем другое отношение к моде, к одежде. Я поняла, что коллекция для того, чтобы продаваться, должна быть другой и теперь я знаю, какой именно. Я участвовала в белорусских фестивалях и знала их требования, поэтому сделала фестивальную работу – но коллекция, которая представляется на неделе pret-a-porter, должна быть другой. И по идее, и по качеству.

Кр-Он: А если в show room поступят заказы на тиражные модели?

Е.Ц.: Если поступят, то, я думаю, что буду готова к ним. Когда я ехала в Москву в первый раз, я не думала об этом. Но теперь готовлюсь к подобным отношениям, иначе и ехать туда не за чем. Нужно выходить на другой уровень – творчество хорошо один - два раза. Но нельзя всю жизнь жить творчеством. Прибыли оно не приносит, только затраты.

Показ Ольги Самощенко на Moscow Fashion Week состоится 24 марта.

Показ Елена Цокаленко – тоже на Moscow Fashion Week 26 марта.

Александр Рымкевич

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить