Marie Claire, Монте-Карло, 1998"Какой кошмар, опять кого-то убили!" - воскликнула дама, которая делала мне ксерокопию страницы с фотографией Хельмута Ньютона. На снимке запечатлены две девушки, одна из них лежит на полу, а вторая на каблуках возвышается над "жертвой".

Ньютону верят, даже если он слишком явно иронизирует над кадрами криминальной хроники или детективных фильмов. Одна из его фотосессий для французского Vogue была организована как слежка. Ньютон, словно секретный агент, снимал девушек из окна автомобиля. В конце концов, они обнаружили своего преследователя и наверняка разбили ему фары своими острыми шпильками. Есть у него и более душещипательные истории: на морской берег выбросило черный пластиковый пакет, из которого торчат ноги двух связанных девушек в платьях и туфлях от Valentino. Это вовсе не значит, что каждый одетый от Valentino закончит свою жизнь таким образом, но если и стремиться к эксклюзивности, так уж во всем! Ужас "женщины у ксерокса" оправдан, ведь чем более неправдоподобные истории предъявляет нам фотограф, тем легче мы, доверчивые зрители, верим ему.

Хельмут Ньютон вывел моду из салонов и ателье, он забыл о светской хронике и студийной съемке. Создав визуальный облик 60-80-х годов, Ньютон разрушил многие стереотипы в модной фотографии и породил армию последователей, которые будут цитировать его стилистику и в XXI веке.

Мода - есть наше ощущение жизни. А разве мы всегда совершаем рациональные поступки, адекватные обстоятельствам? Несмотря на то, что Ньютон делает постановочные снимки, а не "строчит" камерой, как из пулемета, они обладают документальной достоверностью. Именно поэтому его героини не театральны в своих действиях.

"Выбирая женщин для съемок я ищу прежде всего сильные характеры, я не люблю сентиментальность. Я предпочитаю определенный возраст и отстраненность, которая появляется между женщиной и мной. И часто мужчины признавались, что мои серии с изображением обнаженных женщин вызывали у них внутренний ужас. А это тот самый эффект, который мне нравится" , - признается Ньютон.

Эти женщины ни в кого не играют, более того, они ведут себя так, будто каждый божий день ходят голышом по Елисейским полям или валяются связанные в отелях. Порой мы замечаем среди них не просто натурщиц, а респектабельных леди, лишенных определенных стереотипов и охотно позирующих на столах в исподнем. Многие из женщин утверждали, что Ньютону не успеваешь сказать "здравствуйте", как ты уже стоишь голая перед его камерой.

New Beetle, Милан, 1999Один из последних проектов фотографа - серия "Автоэротика" для Volkswagen. Она во многом созвучна эстетике фильма "Автокатастрофа" Дэвида Кроненберга и одноименной книге Джеймса Балларда (см. материал "Мода на перелом"). Интерес Ньютона к автомобилям (а в его коллекции есть очень дорогие экземпляры) проснулся задолго до интереса к женским телам.

"Теперь учитывая мой возраст, этот интерес возвращается, и тела автомобилей, их линии начинают интересовать меня больше, чем тела девушек", - шутит фотограф, хотя он не считает автомобили самым эротичным объектом: "Мы называем это "Toys for boys" - игрушки для мальчиков, для больших мальчиков - таких, как я. Я считаю, что мотоцикл более сексуальный объект, особенно если верхом на нем сидит девушка".

Фотограф любит иронизировать над тем, с чем шутить обычно не принято. Вот люди занимаются любовью, их одежда разбросана по всей комнате. Да ведь это не люди, а манекены! И они кажутся нам столь же возбуждающими. Так развенчивается миф о сексе. Это всего лишь механистичный процесс, а все интригующее в нем - это наши представления и немного магии фотографии. Еще одна икона моды - бриллианты. Но Ньютон не церемонится и с ними. В рентгеновских лучах, способных выявить подлинную сущность предметов, они попросту исчезают, остается лишь металлическая оправа. На другом снимке рука в украшениях, стоимость которых способна обеспечить безбедное существование до конца жизни, разделывает курицу, а бриллианты испачканы жиром.

Серия фотографий 1973 года, на которых Джун Ньютон изображает Гитлера, а Джерри Холл - Еву Браун, вызывает добрую улыбку.

Джун Ньютон, Париж, 1972Значительную часть творчества Хельмута Ньютона составляют портреты, а один из самых интересных в его коллекции - портрет Лени Рифеншталь. Ровесница века, одна из самых одиозных исторических фигур, кокетливо смотрится в зеркало пудреницы. "Я очень часто снимал ее. Она знала, что я еврей, а я знал, что она нацистка, хотя она в этом и не признается. Года два назад я приехал к ней домой, мы сели за стол, она меня взяла за запястье и держала очень крепко. Потом она вытащила газету, в которой было написано, что Хельмут Ньютон сказал, что она старая нацистка. Она заставила меня клясться, что я никогда этого не повторю, и только тогда разрешила себя снять. Но в тот момент я был готов пообещать жениться на ней, лишь бы только сфотографировать ее".

Кстати, сама Рифеншталь в интервью журналу "Искусство кино" комментирует этот эпизод по-другому: "Ньютон как-то признался, что чрезвычайно ценит меня как фотографа, но я лукавлю, отрицая свою принадлежность к нацистам. Я погрозила ему кулаком и высказала свое отношение к таким разговорам. Я объяснила ему, что почем. Он со мной помирился, он обнял меня тогда, и теперь мы друзья. Но он, разумеется, не хочет, чтобы об этом стало широко известно".

Кроме Лени Рифеншталь, в галерее портретов Ньютона можно найти Марлен Дитрих, Маргаретт Тетчер, Энди Уорхола, Катрин Денев, Энтони Хопкинса, Сигурни Уивер и многих других.

Хельмут Ньютон явился не просто свидетелем многих событий в мире моды, он создал визуальный образ второй половины ХХ века. На ретроспективной выставке Хельмута Ньютона в Московском доме фотографии (Остоженка, 18), где представлено более 300 работ Мастера, у нас есть возможность открыть для себя тот ХХ век, которого мы не знали. Выставка продлится до 31 мая.

Александр Рымкевич

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить