Парфюмерные премии. Искусство и бизнес
В июне в Нью-Йорке открылась выставка "Маленькие чудеса". Она предлагает взглянуть на духи, как на произведения искусства и даже как на амулеты. Стараниями поэтов и писателей укоренилось романтическое мнение о создании духов, а парфюмер стал представляться близким родственником алхимика. Возможно, пока аромат еще только создается это и так. Но за стенами лабораторий начинается другая жизнь, в которой духи во все времена были товаром, способным озолотить продавца или разорить его.
Существует ли гармония между искусством и бизнесом в парфюмерии, что происходит с искусством под действием реалий рынка, об этом можно судить по эволюции парфюмерных премий.
Этим летом сообщество парфюмеров отмечает сразу два юбилея: 30 лет премии FIFI Awards, которую обычно называют "парфюмерным "Оскаром", и десятую церемонию европейской награды FIFI. Когда-то FIFI Awards была цеховой премией, на которую собиралось около 250 участников-профессионалов. Со дня своего основания FIFI Awards заявила о себе, как о знаковом событии в мире парфюмерии. Первым ее обладателем стали "Chanel 19". Церемония всегда проходит в престижных залах Нью-Йорка. В 2002 году им стало здание Нью-Йоркской филармонии на Бродвее. Знак FIFI Awards спроектировал дизайнер флаконов номер один Пьер Динан (о нем "Красота-онлайн" писал в июне в статье "Дизайнеры флаконов").
Постепенно премия менялась. Росло число конкурсов, число участников и число приглашенных знаменитостей.
Конечно, не может быть сомнений в представительности и авторитете FIFI Awards, в ее большой важности и для парфюмерной индустрии, и для популяризации знаний о парфюмерии. Помимо самой церемонии, Fragrance Foundation, ее организатор, проводит дискуссии и круглые столы, организует прекрасные выставки, содержит некоммерческий музей парфюмерии. То, что паблисити берет верх над искусством - не вина организаторов, а лишь отражение, простите каламбур, духа времени. Времени быстрого развития технологий коммуникации, рекламы, PR. И одновременно периода реструктуризации в моде, стремления крупных холдингов, владельцев Домов высокой моды повысить их рентабельность.
Для многих домов моды основным источником дохода, покрывающим затраты на неокупающийся кутюр, становится косметика и парфюмерия. Раньше выход каждого запаха был настоящим событием. Сегодня, одним домом, одной компанией может выпускаться по несколько духов в течение одного года. Запахи быстро появляются и быстро исчезают. Мы пришли к духам ad hoc. Есть такое понятие "классические духи". Fragrance Foundation относит к их числу духи, продающиеся по крайней мере 15 лет. Будут ли "классические духи" в XXI веке - вопрос.
С другой стороны, впечатление от аромата - очень субъективно. Как проявится запах зависит не только от типа кожи. но и от времени суток, погоды. У большинства людей обоняние развито слабо.
Возникает искус положиться не столько на гармонию аромата, сколько на "алгебру" агрессивной рекламной кампании и маркетинговым мероприятиям по его продвижению. Естественно при этом страдают качество и оригинальность духов. Именно в этом упрекал Ив Сен-Лоран Тома Форда за новую версию классических сен-лорановских духов Paris. Именно в этом видят негативную тенденцию развития парфюмерии и другие критики.
Противоречие между бизнесом и искусством в парфюмерии наиболее остро проявилось у нас, в России. И в этом случае показательна судьба парфюмерного конкурса. России, стране с большим парфюмерным рынком, с отличающимися от европейских и американских вкусами потребителей, нужна своя парфюмерная премия. Ей мог бы стать конкурс "Хрустальный букет", организованный Концерном "Калина". Три года его существования, с 1999 по 2001 - в десять раз меньше, чем у FIFI Awards, и, конечно, конкурсу еще надо было бы расти и развиваться. Тем более, что задел для этого был: финансовая поддержка крупного предприятия, солидный состав участников, интерес специалистов и СМИ.
Но "Хрустального букета" осенью 2002 не будет. Не будет его и в 2003 году. Как заявил Тимур Горяев, генеральный директор Концерна "Калина": "Реализация проекта в этом году была сорвана по вине крупнейшего производителя флаконов французской компании "Сен-Габен". В таких проектах счет идет на дни, а поставки пришли со значительным опозданием, и колпачки не подходили к флаконам".
Речь идет о флаконах для композиций "Лучший женский аромат года" и "Лучший мужской аромат года", составляемых на основе ароматов победителей конкурса и продаваемых только год. Концерн-организатор понес значительные финансовые убытки, и конкурс пришлось закрыть.
15 июля "Калина" подала на "Сен-Габен" (Saint-Gobain), огромную европейскую корпорацию, в суд с требованием выплатить более 400 тыс. евро компенсации за нанесенный ущерб. К сожалению, что и в парфюмерном мире, проза рынка берет верх над искусством . Жаль, что компании с мировыми именами сами подрубают тот сук, на котором они сидят, развеивают флер романтики и высокого искусства, которым окружена парфюмерия.
Арсений Загуляев
"Красота-онлайн" благодарит PR-агенство "Михайлов и партнеры" и лично Катерину Новикову за предоставленные материалы, а также агенство "PR+consultancy" и лично Ию Кузьменко за содействие.
Отзывы : 0