Блеф Агента 007
"Невозможно обманывать огромное число людей в течение долгого времени".
Авраам Линкольн
"Он знает секреты и умеет из женщины сделать зеро…"
Фильмы о Джеймсе Бонде посмотрели, по статистике, более 2 миллиардов человек. Они выходят с 1962 года. Все это время в СМИ муссируется: Агент 007 - образец мужской элегантности второй половины ХХ века, а теперь уже и первой XXI.
Это похоже на правду. Его костюмы безукоризнено сшиты. Он одинаково естественен и в серой тройке и в кильте, и в жокейском наряде. Все вещи подобраны адекватно времени и месту. Пробор Бонда выведен, как будто по линейке (злые языки утверждают, что лысеющему Шону Коннери специально делали два парика – один для батальных, другой для постельных сцен). Агент 007 обладает не только лицензией на убийство, но безукоризненной выправкой, циничным остроумием и мужским шармом. В общем: весь его облик кричит громким голосом: я – идеал, прекрасный принц из сказки с опасными приключениями и счастливым окончанием.
И все же… Стиль одежды Джеймса Бонда – не более чем стиль богатого финансиста из семьи со «старыми» деньгами, следящего за тенденциями того сезона, в который происходит действие фильма. Пройдитесь мимо витрин мужских бутиков мономарок, и вы обязательно заметите манекенов, выглядящих точно как Бонд. Я даже не хочу говорить о Броснане и Brioni, как о явлении естественном, я говорю в общем. Любой состоятельный джентльмен с хорошей фигурой может позволить себе выглядеть не хуже, а может и лучше Бонда. Вспомним о проблемах с весом у Роджера Мура, с морщинами у Броснана, с волосами у Коннери. Джеймс Бонд иногда совершает ошибки в дресс-коде, например, застегивает нижнюю пуговицу у пиджака в одной из лент 60-х годов или ходит летом в сером мышиного цвета костюме.
Между тем, настоящие примеры элегантности.в бондиане – есть. Та же великолепная одежда и выправка, то же ироничное отношение к жизни, но поперченное уникальностью манер сильной личности и мрачным романтизмом. Настоящими примерами мужской элегантности являются ЗЛОДЕИ из эпопеи 007. Не все. Аурик Голдфингер или Блофилд (во всех сериях, кроме On Her Majesty Secret Service) – выглядят отвратительно, не спорю. Но есть и другие примеры:
Скараманга из A Man with a Golden Gun. Тонкие латинские черты лица. Байроническая грусть во взгляде. И, конечно, аксессуар киллера-денди: золотой пистолет
Камаль Хан в Octopussy. Его стиль одежды похож на самого Бонда, но оливковая кожа, роскошь восточного плейбоя и самоуверенность живого бога собственной секты делают проигравшего Камаля более интересным типом, чем победитель Бонд.
Макс Зорин в A View to a Kill. Идеал молодого магната хищника 1980-х, намного более интересный и крутой, чем, скажем, Майкл Дуглас в «Уолл-стрит». Стальной взгляд из-под очков в массивной золотой оправе. Светлые волосы подстрижены по моде 1985-го, в отличие от не менявшего прическу с конца 1970-х Бонда. Визитка и серый цилиндр на скачках. Кимоно во время затнятий боевыми искусствами с Грейс Джонс.
И, конечно, верх элегантности – Марк Драко, глава международного преступного синдиката в On Her Majesty Secret Service. В принципе, его тоже можно отнести к злодеям в силу специфики профессии. Волею судьбы в фильме Драко – союзник и джаже тесть Бонда. Идеально сидящая консервативная тройка. Неброский шик, выраженный в деталях. Сигарета в изящном мундштуке. Алая гвоздика в петлице. Тонкие усики.
Во-первых, Бонд – неубиваемый и нестареющий герой, кочующий из фильма в фильм, злодеи всегда погибают, союзники появляются эпизодически. Костюм, как у Бонда, Джеймс Бонда… Вы в общем представляете, о чем речь. Костюм, как у Марка Драко… А кто это? – скорее всего, спросите вы, если бы про него не прочли абзацем выше. Соответственно вокруг образа героя возникла огромная индустрия.
Какие имена: Brioni, Rolex, Omega, BMW! Джеймс Бонд – отличная ролевая модель для рекламы всех этих имен. Конечно же, ассоциированные с ними СМИ будут создавать вокруг него дымовую завесу мифов об “образце элегантности”. Завесу, скрывающую то, что в последнее время, во всех броснановских фильмах ни о какой элегантности, ни о каком английском джентльменстве, ни о каком аристократизма Бонда говорить не приходится. Когда Бонд 60-х шил себе костюмы “у своего портного на Сэвил Роу” и ездил на “Астон Мартине”, еще можно о чем-то спорить. Когда Бонд носит Brioni –превосходную марку, но более “доступную”- и ездит на BMW,– спорить не о чем. Lotus, кстати, тоже больше подходит для финансиста первого поколения, а не для английского разведчика.
Во-вторых, сказать правду о том, что злодеи элегантнее Бонда – значит подвергнуть испытанию систему ценностей, в которой есть свой герой и остальные чужаки. Гари Олдман в «Пятом элементе» тоже намного элегантнее Брюса Уиллиса. Но кто скажет вам, что это – трагическая, на уровне «Фауста» Гете, история бесконечно одинокого злодея, который пытается управлять судьбой, продался для этого Злу, и который может легко загнуться от попавшей в рот вишенки. Нет, всем должно быть понятно – это кино про нечленораздельно лопочущую девицу из Киева и таксиста. Плюс всякие приколы из будущего. То же самое и в Джеймс Бонд фильмах.
Так может, нужно пойти по более простому пути и всех злодеев сделать уродливыми? Это не выход, потому что сделает фильмы более пресными. Финальная победа Бонда над равным или даже превосходящим его во всем, включая такую тонкую материю, как элегантность, злодеем – куда более весома. Поэтому бондиане, как воздух, нужны элегантные злодеи. Но вот только никто в том, что они выглядят лучше Бонда, не признается.
Арсений Загуляев
Отзывы : 0