Ламанова. Часть 3.
Многие представители русской интеллигенции уехали от новой власти за границу. Ламанова приняла революционные идеи, несмотря на то, что полностью лишилась достатка.
Вот что пишет она сама "... Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь".
Она не мыслила работать в эмиграции, несмотря на постудившие предложения из Европы. Как и многие русские люди, Ламанова не мыслила себя вне России.
О ее патриотизме свидетельствует хотя бы то, что еще во время Первой мировой войны ( 1914- 1918) она разместила в своем имении госпиталь для раненых фронтовиков.
С первых дней установления Советской республики начали разрабатываться программы для организации учебных заведений, работающих в области бытового, массового костюма. В 1919 г. Ламанова по приглашению наркома просвещения А. В. Луначарского входит в подсекцию костюма при отделе ИЗО Наркомпроса.
Она активно работает в качестве инструктора по художественному моделированию при секции "Игла" МОНО. Ламанова предложила создать, как она сама ее назвала, «Студию художественного производственного костюма", в 1919 при Главнауке ("Мастерская современного костюма"). Разработанная дизайнером программа включала ряд новаторских решений. Была заложена основа принципов советского моделирования костюма, предназначавшегося для «трудящихся новой формации».
С 1922г. Ламанова, к тому времени член Академии Художественных наук, активно работает в одной из секций - кустарной. С большим увлеченнем она проектирует модели, в основе которых лежат идеи народного творчества. Нажеджа Петровна внесла свои предложения в разработку Положения о Центральном институте швейной промышленности Устава Сокольнических советских учебных художественно-промышленных маетерских.
До 1924 г. она много paботает над «учением русского народного костюма и применения кроя, декора в современной костюме. В 1923 г. при тресте "Москвошвей" открылось Ателье мод, это уникальное заведение послужило основой для создания в будущем Дома моделей одежды. Создатели предполагали что Ателье мод станет центром искусства моделирования бытового костюма. Именно здесь будут возникать и претворяться в жизнь новые идеологические положения, основанные на современных теоретических разработках. Ателье мод объединило людей разных по своему характеру, образованию и творческому подходу. Многих из них узнали после Первой всероссийской художественно-промышленной выставки, которая прошла в 1923 году. Ее инициатором выступила Академия художеств.
Модели одежды привлекли внимание как простых посетителей, так и специалистов, Модели самой Надежды Петровны были отмечены специальным дипломом. При "Ателье" стали издавать журнал, среди участников которого помимо Ламановой были художники Б. Кустодиев и А.Экстер, поэтесса М. Шагинян и многие другие известные деятели культуры. В материалах журнала подчеркивалась необходимость сочетания существующего направления советской моды с национальными, исконно русскими костюмами.
Сохранились воспоминания бывшего директора " Ателье мод" О.Сеничевой-Кащенко, опубликованные много лет спустя, в 1968 году в журнале «Работница»: "Теперь это сочетание слов (ателье мод) привычно, примелькалось. А сколько дней и ночей ломали из-за него головы и спорили! Сами слова «мода», «модель» вызывали сомнения. Работницы, пролетарки и вдруг "мода" .можно ли это? .. И вот наступил день "премьеры нового костюма", дом на Петровке ярко освещен. Красиво и торжественно оформлен демонстрационный зал...
Пришли не только представители промышленности, работницы швейных фабрик. Много артистов, художников, писателей. Среди них известная всему миру певица Антонина Васильевна Нежданова. Приехал и нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Заиграл оркестр. Ка сцене известные артистки, в туалетах, созданных "Ателье мод". Они охотно согласилась продемонстрировать модели и превратили показ советских мод в блестящий концерт ... А потом раскрылись шелковые занавеси выходящих на улицу больших витрин, превращенных в комнаты сцены.
Одна манекенщица сидит у стола в вечернем платье, вторая - в пелерине. В другом окне - иная "живая картина". Одна манекенщица одета в простое домашнее платье из суровой полурогожкй с русской вышивкой, вторая - в костюм для улицы, созданный по мотивам русской национальной одежды: белая рубанка под шерстяным расшитым сарафаном.
Всего 20 минут были открыты занавеси на витринах, а на Петровке , в Столешиковом переулке, на Кузнецком мосту и в прилегающих к ним переулках собрались тысячи зрителей... Появились фотографы и кинооператоры. Кстати, одним из них был молодой Эдуард Тиссе -его съемки вошли в появившуюся позже на экранах "Хронику модI"»
В 1925 г. на Всемирной выставке модель Н.П.Ламановой была удостоены высшей награды "Гран-при» за «национальною самобытность в сочетании с современными модным направлением».
Модели представляла собой платье рубашечного покроя, украшеное традиционным русским орнаментом, ручной вышивкой. Каждая модель была решена в ансамбле с головным убором, аксессуарами, сумкой и украшениями, которые были умело выполнены из соломы, бечевки, шнура и вышитого холста. Дополняли костюм бусы из раковин, камешков и дерева.
Много внимания Ламанова уделяла теоретическим разработкам, которые она публиковала на страницах журналов «Ателье» и «Красная Швея».
Статьи «Русская мода» ("Красная Нива, №30, 1923 г.) и статья " 0 современном костюме" ( "Красная Нива" № 27 1924г.) не потеряли своего значения и в наши дни. В них высказаны мысли талантливого художника, высокого профессионала своего дела, искусства моделирования одежды. В 1925 г. вышел альбом "Искусство в быту", на страницах которого были представлены проекты «модели бытовой одежды». Журнал издали совместно "cкульптор Вера Мухина и художник по костюму Надежда Ламанова".
В дальнейшем Надежда Петровна стала работать в области моделирования одежды из кустарных тканей. Модели были созданы на основе народного кроя. Она стада главой кустарной мастерской, которая работала для изготовления моделей для выставок в стране и за рубежом. Ламанова придерживалась в работе своей формулы: "для чего создается костюм, для кого и из какого материала".
В 1928г. Ламанова выступила на выставке " Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме", подробно ознакомила присутствующих с основами своей теории. Ламанова продолжала работу в Кустэкспорте до 1932г.
Несмотря на активною творческую деятельность и полное признание правительства и линии партии Ламанову ждали неприятности. «3а дворянское происхождение» она была заключена в Бутырскую тюрьму. Друзья Ламановой в числе которых были Максим Горький и актриса Мария Андреева, приложили много усилий для того чтобы освободить художницу из «Бутырки».
В марте 1928 г. Ламанову лишили избирательных прав. Поводом послужило то, что она, как кустарь имела двух наемных мастериц.
Ламанова сильно переживала этот удар и написала заявление в избирательную комиссию. Она просила разобраться и отменить это несправедливое решение. "Я совсем не являюсь портнихой в общепринятом смысле этого слова, Я работаю в деле пошивки женского платья как художник» то есть я создаю новые формы» новые образцы женской одежды... Мои искания направлены к тому, чтобы создать такие формы и образцы женской одежды, которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту и в которых нашли бы широкое применение наши современные кустарные вышавки и материи", Многие видные деятели искусства выступили в защиту Надежды Петровны. Среди них был и Н. Бартрам - член Академии художественных наук, председатель кустарной секции.
Несмотря на унижения Надежда Петровна нашла в себе силы продолжить свою активною творческую работу. Кроме содружества с театром и кинематографом она систематически готовит модели и принимает участие в выставках.
К ней обратился Всекопромсоюз с предложением разработать модели ,в основе которых легли мотивы народов Севера ( 1926г). Предполагалось, что эта серия будет продана зарубеж.
Успехом пользовалась коллекция меховых изделий, созданных талантливой художницей специально для экспозиции Лейпциге. В 1929г. модели Ламановой демонстрировались на выставке в Нью-Йорке.
Многогранный талант Ламановой позволял ей работать с разнообразным материалом, после тканей ее интересовал мех. С 1930 г. она возглавила мастерскую Мехкомбината.
Начало Великой Отечественной войны Ламанова встретила в коллективе МХАТа. Ей было уже 80 лет, но творческая искра не угасала. Она продолжала консультировать костюмерный цех. К сожалению, однажды она не застала работников театра да своем месте, творческий состав был эвакуирован из Москвы. Надежда петровна осталась. Она умерла 15 октября 1941 г. от сердечного приступа, по дороге домой из опустевшего МХАТа…
Ирина Сыромятникова
Отзывы : 0