Моно
Легенды рассказывают, что римский император Нерон страдал от при-роды близорукостью. Врачи предписали ему для укрепления глаз больше смотреть на зеленое. Император украсил свои покои малахитом и хризолитом. Сам стал носить одежду зеленого цвета. Посещая бои гладиаторов рыжебородый цезарь приказывал засыпать арену мелко толченым порошком малахита. Сохранились записи античных авторов, которые рассказали, что Нерон на великое бедствие - пожар Рима любовался с холма через хорошо отшлифованный смарагд-изумруд большого размера. Изумруд Нерона - самый известный античный монокль. Линзы шлифовали не только для императора. Как правило, их изготавливали из горного хрусталя, но использовали и турмалин, сапфир, изумруд и топаз.
С крушением античного мира монокли ушли в прошлое. Хотя отрывочные сведения и дают нам возможность предположить, что в Византии и на арабском Востоке они встречались. Тем не менее, в Европе средневековья и Возрождения отдавали предпочтение очкам. Так во Франции сохранилось захоронение со следующей надписью на надгробной плите: "Здесь покоится Сальвино Армати из Флоренции, изобретатель оч-ков. Бог да простит ему прегрешения. 1317год".
Так или иначе, на Континенте монокли получили большее распространение, чем на Острове. Австриец Й.Ф.Фойгтландер в 1814 году привез первые образцы из Лондона в Вену и вскоре мода на монокли распространилась по Австро-Венгерской империи, откуда и была перенесена в Россию.
Монокли были у нас в ходу еще в николаевскую эпоху, о чем свидетельствует «Неизвестная в синей шубке» известного художника П.Ф. Соколова. На портрете, датируемом концом 1830-х началом 1840-х, изображена красивая женщина с моноклем в руке. Однако наиболее изящные образцы встречаются во Франции наполеоновской эпохи. Ампирные монокли необычайно хороши. Они часто украшались драгоценными камнями,ценными породами дереваручки были сделаны в виде фигур греческих богов и богинь, либо стилизовались под античные украшения. Некоторые образцы изготовлялись на длинной раскладной ручке, которая в закрытом состоянии служила футляром.
Поскольку при ношении первых моноклей руки были заняты, появился особый снобизм демонстрировать таким образом свою принадлежность к высшим праздным классам.
Со временем монокли упростились: они стали большей частью линзами в тонкой оправе на цепочке, либо без нее. Эта идея восходит к Италии XV века, где за оправу из дерева зацепляли шнурок и закрепляли за ухом.
Ношение монокля женщиной иногда воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Так знаменитая романистка Жорж Санд одинарный монокль наводила на незнакомых мужчин. Чем их соблазняла или шокировала.
К концу века монокли на цепочке распространились либо среди военных и чиновников, либо среди богемы.
В увлечении моноклями декадентов сыграло роль и увлечение упадком Римской империи и образом императора-артиста Нерона в частности. Вспомним, что Оскар Уайльд в молодости стригся «под Нерона».
Монокль носили французские поэты Жан Морреас, хозяин декадентского салона Жан Лоррен. Гюисманс предпочитал пенсне, но, есть и его портреты с моноклем.
В России монокли были в ходу как у любителей прошлого, так и у футуристов. Эрудит, искусствовед и денди начала ХХ века барон Николай Николаевич Врангель, брат знаменитого белогвардейского генерала, носил монокль постоянно. Вот как вспоминает о нем Георгий Иванов: «Барон Н.Н. Врангель, то вкидивая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья». Но монокль был и атрибутом скандального футуриста Бурлюка! Алексей Стахович, законодатель хороших манер, аристократ, гвардейский офицер и попечитель художественного театра носил то монокль, то пенсне.
После революции монокль стал в Советском Союзе признаком старорежимности и/или буржуазности. Акулам капитализма в фильмах и на карикатурах часто вкладывалось в глаз пресловутое стеклышко. Артисты носили монокль в пьесах про «прошлую жизнь».
После войны монокль казалось отошел в небытие, и лишь причуда модника могла возродить его в чьем-то отдельном личном стиле. Однако в 1980 вместе со стилем «эксцентричный денди» и во время возрождения интереса к денди-стилю (в том числе в женской моде) в середине 1990-х было и увеличение интереса к моноклям. В наши дни они могут стать превосходным аксессуаром для любителей стиля винтаж.
Ирина Сыромятникова
Какой великолепный отчественный артист изображен на фото анонса и третьем сверху фото в тексте? Пишите ваши варианты в отзывах.
Отзывы : 0