Праздник непослушания


     Об этом явлении написаны сотни книг. О том, как сумма различных факторов: всплеск рождаемости после войны, рузвельтовская программа "каждой семье - отдельный дом в пригороде", подскочивший уровень благосостояния нации и развитие автомобильной промышленности - все вместе породило сытое и скучающее поколение американской молодежи 50-х. Идеалы взрослых их не волновали. Все эти пиджаки, вечерние туалеты и прочее "комильфо" - это для тех, кому за.... А поколение бэби-бумеров создавало своих героев.
     В мегаполисах возникла, наверное, первая контркультура столетия с легкой примесью безумия - битники. В течение всех 50-х это слово было синонимом ругательства и произносилось, как плевок. Битники говорили на понятном только им языке и выглядели нелепо и вызывающе: короткие бархатные брюки, кургузые курточки и темные очки, черные водолазки, береты на немытых волосах и желтые от дешевых сигарет пальцы. Они пили, кололись, и плевать хотели на весь мир. Но чтобы стать действительно популярными, им не хватало решительности и массовости. По телевидению с издевкой показывали их поэтические собрания в кафе. Америка 50-х оказалась не готова к “новой волне”: все яркое и необычное здесь еще резко воспринималось в штыки. Битники так до самого конца продолжали считаться умными, но непонятыми изгоями.

     Сейчас кажется, что движение битников промелькнуло, как комета и кануло в небытие, но на самом деле они просто переродились - в 60-х изгои стали мейнстримом. Боб Дилан и Курт Воннегут подняли на щит философию битничества, и ее радостно подхватили все нервные интеллигенты от Нью-Йорка до самых до окраин. Кстати, Воннегут с Диланом постепенно стали забывать, а вот популярность "отцов-основателей" битничества: Уильямса Берроуза, Аллена Гинсберга, Джека Керуака и Co переживает сейчас второе рождение. Но кто бы как к ним не относился, одно у них не отнимешь: именно битники ввели в моду водолазки и береты.

     Другое дело - молодежь "одноэтажной Америки" иначе говоря, обширно раскинувшихся пригородов (уже превратившихся в маленькие города) с типовыми домами и аккуратными газонами.

     Единственные доступные развлечения: автомобили и кино. Вот так все и началось.

Будьте осторожны на дорогах
  

     Символ Америки 50-х - это, безусловно, drive-in-movie - открытый кинотеатр с огромным экраном, где фильм можно смотреть прямо из машины. То есть, кто-то фильм смотрит, а кто-то девушку обнимает, другого места для свиданий просто не существовало. В машине ели - тогда же появились первые авто-маки, в машине спали, в машине делали детей. У американской молодежи автомобиль занял первое место в системе ценностей. Он был домом, защитником и верным другом. Достаточно вспомнить культовый автомобиль 50-х "Thunderbird" - это была машина настоящего Мужчины. Другой способ продемонстрировать, что ты уже не мальчик, но муж был мотоцикл. Именно тогда марка Harley Davidson начала свой путь к Legendary Harley Davidson.

     И именно с культом Больших Скоростей произошел переворот в мужской моде и стиле. Совершили его те же герои экранов drive-in-movie: Джеймс Дин и Марлон Брандо.

     Если бы Джеймс Дин был жив сейчас, Levi's платил бы ему пожизненную пенсию, как Addidas Африке Бамбата. Женщины пятидесятых уже сделали домашнее платье-рубашку выходной одеждой с легкой руки Авы Гарднер и Грейс Келли, но мужчины по-прежнему выглядели, словно только что из примерочной. И вот Джеймс Дин вышел к миллионам людей "только что из гаража": в рваных голубых джинсах и обыкновенной белой футболке. Дополняла этот наряд кожаная куртка на молнии. Дин не учился актерскому мастерству, а истории, рассказанные в фильмах в его участием (особенно в самом знаменитом "Бунтарь без причины") были близки каждому американскому парню. Так что, сам актер и его стиль воспринималось не как что-то, навязанное Голливудом, а как свое, близкое и естественное. Трагическая смерть Дина только закрепила этот образ "своего парня" - он разбился на роскошной новой машине через три дня после того, как обратился ко всем своим сверстникам по национальному телевидению: "Ребята, будьте осторожны на дорогах".

     Сочетание белого с голубым в мужском гардеробе давно стало "классическим", а джинсы - это тот предмет одежды, который каждый бы не отказался взять с собой даже на необитаемый остров.

     Если Джеймс Дин был пионером, то Марлон Брандо идею развил и довел ее совершенства. Он никак не был "простым парнем", нет, он словно воплощал в себе брутальную, даже животную эротичность. Его стиль - неприкрытая агрессия. Не случайно, его первая роль на Бродвее, после которой он стал знаменитым, это Стенли Ковальски в пьесе Теннеси Уильямса "Трамвай маршрута Желание". Его материал - деним и кожа, особенно последний, Брандо настолько органично вписывался в кожаную одежду, что казалось, что она срослась с ним. Если Дин был бунтарь без причины, бунтарь от скуки, бунтарь без выхода, то у Брандо имелось множество оснований, чтобы воевать с миром. Он въехал в спокойный американский городок на стальных колесах “Харлея”, одетый в ставшую культовой черную косуху с черепом и скрещенными костями на спине и аббревиатурой BRMC (“Байкерский клуб черных бунтарей”). Фильм "Дикарь" 1954 года - это апофеоз кожаного шика Брандо. До этого времени только женщины могли будоражить воображение зрителей своими формами, мужчины же тщательно драпировались в свободные одежды. Стиль Марлона Брандо доказывал, что мужчина может гордиться не только своими высокими душевными качествами и патрицианским профилем.

     Кожа надолго стала символом дикого мужского шика. Элвис Пресли вышел затянутый в кожу на своем легендарном “концерте-возвращении” в 1964 году, а примерный семьянин Мел Гибсон получил титул секс-символа после роли культового персонажа 80-х – “Безумного Макса”, который не вылезал из кожаных доспехов.

     Мужские брюки с поясом на бедрах, плотно обтягивающие зад, сужающиеся в коленях и расклешенные внизу - это 1954 год и Король рок-н-ролла. Элвис Пресли не только обладал удивительным голосом, адаптировал черную музыку к белым ушам, но еще и был чертовски привлекательным. И главное, он опять же был своим парнем (как и его менее удачливый соперник Джерри Ли Льюис) - у него была большая машина, куча красивых подружек, а первое, что он сделал, когда разбогател - купил "Грейсленд", дом для своей мамы.

     Он стал воплощением тинейджерского “праздника непослушания” – все, что он делал, было совершенно бессмысленно и поэтому естественно. Чего стоит только скандал, когда Элвис был вынужден расторгнуть свою помолвку с кинозвездой тех лет Анн-Маргрет, потому что оказалось, что в его поместье уже довольно давно проживает несовершеннолетняя девушка Присцилла, и ее отец очень настаивает на свадьбе.   

     Беби-бумеры действительно совершили революцию и в одежде и во всей философии жизни следующих поколений. Молодые люди поняли, что мир действительно принадлежит им - надо только найти причину для бунта.

     И последнее. Пионеры - они пионеры во всем. Звезда 50-х Рок Хадсон, прославившийся своими ироничными и мужественными образами в фильмах “Интимный разговор” и “Возлюбленный возвращается” с холодной кинозвездой Дорис Дэй, умер в 1985 году. Он стал первой знаменитостью, который умер от СПИДа.

Продолжение в среду…

В следующей публикации: странные юноши на мотороллерах с маленького острова, который завоевал весь мир.

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить