В 1973 году в местечке Плимут Саунд, что на побережье Корнуолла (Великобритания), водолазы, занимавшиеся поисками остатков затонувшего судна «Х.М.С. Харвич», наткнулись на мелководье на покрытый ржавчиной старинный корабельный колокол. После того, как колокол был очищен, выяснилось, что он принадлежал судну «Катерина фон Фленсбург», 53-тонной датской бригантине, зарегистрированной в международном корабельном реестре как собственность Хенрика Ларка и Курта Андерсона в период с 1782 по 1786 года.

Архивы Корнуолла поведали историю последнего плавания «Катерины», следовавшей из Санкт-Петербурга в Генуэзскую Республику: бригантина была сбита с курса сильным штормом и затонула в ночь на 10 декабря 1786 года вместе со всем грузом, состоявшим из русских пеньки и кожи. К счастью экипаж корабля сумел спастись, добравшись до английского побережья.

«Катерина фон Фленсбург» везла не просто русскую кожу, а легендарную опойковую кожу, которая обладала до сих пор непревзойденным качеством, водоустойчивостью и разнообразием текстуры. Технология создания опойковой кожи была секретом старых русских мастеров. Сегодня известно только, что в качестве сырья использовались в основном шкуры северного оленя, которые выдерживались в ваннах с ржаной или овсяной мукой и дрожжами, затем пропитывались древесным дубильным соком. Заключительная обработка производилась вручную по влажной коже с пропиткой жиром тюленя и маслом березовой коры. Именно масло березовой коры придавало «русской коже» ее неповторимый аромат.

К сожалению, технология изготовления этой замечательной кожи была утеряна после Революции 1917 года, и до сих пор никому не удавалось ее воспроизвести. Хотя попытки имитировать «русскую кожу» существовали всегда. Но пиратская «русская кожа», производимая во Франции и Германии, даже не могла сравниться с настоящей опойковой кожей, которая обладала высокими эксплутационными свойствами - факт, легко подтверждаемый, если сравнить книжные переплеты из «русской кожи» и уже распадающимися «пиратскими» переплетами даже позднего времени.

Сокровище «Катерины» лежало свернутое в рулоны, в тюках на дне у Плимут Саунд, и было покрыто большим слоем грязи и ила. Водолазы, рискнувшие поднять груз, рассчитывали лишь на удачу: какой материал мог сохраниться после 200 лет пребывания в морской воде? И удача не отвернулась от них: легендарная «русская кожа», благодаря фантастическим водостойким свойствам, сохранила привлекательный вид, неповторимость текстуры и свой особенный мускусный аромат. Были даже видны инициалы сыромятника, а мерея кожи, имеющая тиснение ручным деревянным клеймом по влажной коже, сохранила прекрасные натуральные цвета, варьирующиеся от светлого оттенка желто-коричневого до богатого кофейно-коричневого.

Законным владельцем затонувшего корабля и всего находящего на его борту груза теперь являлся принц Уэльский, как герцог Корнуолла. Однако принц Чарльз отказался от своих прав и дал согласие на продажу кож, с тем, чтобы на вырученные от ее продажи средства продолжить подъем бригантины. Известие об этом вызвало волнение у мастеров пошива штучной обуви с Джермин стрит (Лондон). Джон Карнер из фирмы «Лингвуд» купил лучшие куски кожи из всего груза, с целью сшить из нее классические английские туфли.

Но перед тем как «русская кожа» смогла быть пущена в работу, были произведены некоторые восстановительные работы. Они были выполнены на месте находки - в Корнуолле. Кожа в течение некоторого времени вымачивалась в чистой воде, а затем была произведена ее отделка и обработка по уникальной методике. Таким образом, была получена подлинная кожа, выработка которой датируется XVIII веком.

Из этой кожи мастера фабрики Crockett & Jones изготовили первую образцовую партию обуви.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить