Парики, появившись в начале 80-х годов ХХ века, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Между тем, на протяжении многих веков люди надевали парики с различными целями: подчеркнуть свой статус, скрыть плешивость, уберечься от солнечного удара или от холода... Самые первые парики использовались во время ритуала, их вязали из шерсти животных и перьев птиц и намертво приклеивали к голове с помощью смолы и помета животных.

Появление парика и его эволюция

     После двухсотлетнего перерыва, в начале 80-х годов XX века, в моду опять вошли парики. Их использовали как дополнение к общему костюму, как аксессуар. Наряду с перчатками и бижутерией, парик мог гармонировать с цветом платья, туфель, сумочки. Парики носили все, желавшие изменить свой внешний вид, форму прически, цвет волос - как женщины, так и мужчины.
     Потребность в париках была так велика, что были изобретены специальные машины для их изготовления. В разных странах мира ученые, парикмахеры-модельеры, химики, дизайнеры работали над производством сырья, заменившего натуральный волос. Так появилось искусственное волокно, оно было получено в 80-х годах XX в. В 1938 г. после долгих экспериментов химики разработали и получили новое синтетическое волокно нейлон, при этом использовали не природный волокнистый материал, а синтезированный полимер с волокнообразующими свойствами. Волокна, заменившие натуральные волосы, можно разделить на три группы: акриловые, виниловые, полиамидовые.


     Были созданы специальные мастерские с самым современным оборудованием. Подобные постижерные мастерские работали в Италии, Франции, Германии, Корее, США, Японии. В России также были организованы постижерные мастерские, которые работали на сырье, закупаемом за границей.
     При работе использовали искусственные волокна лафин и канекалон. Волокно канекалон очень напоминает по цвету естественные волосы. Канекалон в самом начале выпускался разных цветов (насчитывали до 42-х), при их смешивании получали новые дополнительные оттенки. Волокно лафин – 25 цветов. Волокна были прочными, эластичными, не ломались при расчесывании. Благодаря специальной термообработке в печах, волокно длительное время сохраняло завивку. Парики делали модных фасонов, как из длинных, так и из коротких волос, с боковым и прямым пробором, иногда пробор отсутствовал.
  

     В 60-х годах появились материалы, которые использовали для проборов, так как они напоминали кожу человека. В париках этот материал пришивали на монтюр-основу парика, и при разделении пробора можно было видеть не тюль, а искусственную кожу. Форма прически влияла на рисунок монтюра, шапочку, которую делали из тюля, тесьмы. Позднее монтюры стали более удобными: это была не плотно прилегающая основа из резинового тюля, а конструкция из бархатных лент и кружевных резинок, на которую нашивали трес. С годами модели монтюров совершенствовались, как и сырье используемое для париков. В Англии крупная лондонская фирма по изготовлению париков предложила покупателям более 300 разных моделей, выполненных в 44 цветах. По заказам постижерные мастерские ежемесячно изготовляли до 40 тыс. изделий. Мода на парики прочно вошла в жизнь современных людей.

     Интересно проследить историю парика. Еще с древних времен мужчины стремились походить внешне на сильных животных, поэтому они украшали свои головы венками из трав и листьев. В племенах парики изготовляли женщины, дети. Собирали шерсть животных, перья птиц, промывали, просушивали и затем плели парик на спицах, как чулок, используя деревянные палочки. Первобытные парики были громоздкими, прикрепляли их на голову, используя смолы и клейкие вещества и даже помет животных. Такой парик нельзя было снять, и после продолжительного ношения его срезали вместе с волосами.
  
      В Древнем мире, в таких государствах, как Древний Египет, Ассирия, Вавилон, Шумер, Аккад и других, парик был атрибутом власти правителей и вельмож. При раскопках пирамид и захоронений были найдены парики, сделанные из овечьей шерсти, волос лошади, яков и буйволов, перьев птиц. Размеры, форма и цвет париков указывали на характер и социальное положение владельца. Существовала мода на цвет париков.
     В Древнем Египте при достижении совершеннолетия приносили волосы в жертву божествам; голову чисто выбривали и надевали парик. Вельможи носили несколько париков сразу, создавая между ними воздушную прослойку, предохраняя голову от солнечного удара. Парики плотно облегали голову, иногда женщины выпускали на лоб челку из собственных волос. Прически на египетских париках были геометрической формы - трапеции, шара.
     Женские парики были более длинными, мужские - короче. Носили парики из трех частей, брид, которые спускались на грудь и спину. На скульптурах встречаются парики "каплевидной" формы с четким прямым пробором, волнистые волосы перевиты металлическими лентами. Подобные парики находили на скульптурах богини Хатор (Гатор), поэтому они получили название хаторических. Воины и слуги носили темные парики из веревок, по форме напоминавшие гнезда птиц.

     Во времена античности в Греции и Риме парики носили, чтобы скрыть плешивость, затем - как головные уборы. В Древнем Риме темные волосы считались признаком порядочности и домовитости, поэтому куртизанки носили парики разных цветов. Императрица Феодора, прославившаяся своими скандальными поступками, имела для выхода несколько десятков париков разного цвета. В Древней Японии, Китае, Корее парики носили знатные особы.
     Каждая эпоха вносила что-то свое в развитие парикмахерского искусства, в ХIV–ХVIIIвв. мода на парики распространилась в Западной Европе при королевских дворах. Парики стали предметом торговли и обмена, так как дорого стоили. Во Франции, сыгравшей особую роль в истории парика, был издан специальный Королевский Указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации "цирюльников, банщиков, парильщиков", она была основана в 1292 г. в Западной Европе. Покровителем ее считали Святого Луку. Существовала легенда, которая рассказала о том, что набожная и благочестивая, добропорядочная королева Бланка Кастильская лишалась волос, она облысела... Явившийся во сне старшине Корпорации Святой Лука приказал всем придворным отрезать по пряди волос, чтобы сделать парик для бедной королевы. В ХУ11 в. носили "алонжевые" парики (фр. - удлиненный), который спускался лапами на грудь и спину, придавая помпезный вид своему владельцу. Увлечение париками высмеял Ж.Б. Мольер в своих произведениях.

     В ХVШ в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и "хвостом" или косичкой сзади. Белый паричок уровнял все возрасты, так как его носили как молодые, так и старые придворные. Женщины надевали куафюры – каркасные парики. Моду на пудреный парик ввел в Западной Европе прусский король Фридрих I, которому в эпоху рококо стали подражать другие короли.
  
     После революции во Франции в 1789 г. парик как символ королевской власти был запрещен, его ношение могло стоить жизни его владельцу.


     И только через два столетия мода на парики опять вскружила голову населению разных стран мира. Сейчас парики используются в театральном обиходе, красочных шоу, кино, на эстраде. Современные парики делают как из натуральных волос, так и из искусственных. Изменилось назначение париков, они доступны всем и причесаны в соответствии с последней модой.


И.С.Сыромятникова, наш консультант, заслуженный работник РФ, искусствовед, историк моды по прическам.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить