Статьи сезона 2002/03. А.Стахович. Русский барин с отпечатком Англии
Вы следите за всеми тенденциями моды и стиля. Вы одеваете правильные вещи, у вас актуальная прическа, вы едите в правильных ресторанах и прошли курсы этикета. Значит, вы элегантны? Не обязательно. Это лишь значит, что вы хорошо информированы, и у вас есть деньги.
Элегантность, как говорила София Лорен, больше, чем сумма ее составляющих. Однажды информированность может вас подвести, и вы, не узнав вовремя, что в приличных домах в ходу тибетский чай с прогорклым маслом, выставите перед гостями бутылки "Дом Периньона". Однажды вам может не хватить денег на модный наряд…
Элегантность - это прежде всего знание неких принципов, на которые можно нарастить и манеры поведения в частных ситуациях, и знание моды, и стиль жизни вообще. Если вы их знаете, журналы мод, реклама или персональный имиджмейкер будут помогать вам в огранке своей индивидуальности в соответствии с требованиями сезона. Если нет - вы будете всего лишь, извините, куклой в их нежных, тянущих из вас деньги руках.
Возьмем, например, МХАТовских актеров и актрис старой школы. Про их элегантность, вальяжность, умение красиво одеваться, красиво любить, остроумно говорить, ходили легенды все советское время. Выросли ли они все в большом свете? Как раз нет, но у них были хорошие учителя, которые обучали их и принципам, и частностям сложной науки изысканного стиля жизни.
Основал "класс манер, выправки и светского поведения" (maintien) Московского Художественного театра Алексей Александрович Стахович.
Стахович родился в Петербурге 21 января 1856 г. в богатой дворянской семье. Его дед был драматургом-любителем, автором пьесы "Ночное", которая была популярна и не сходила со сцен театра вплоть до революции. Отец увлекался итальянской оперой и французской комедией. Он - автор ярких зарисовок, опубликованных в книге "Клочки воспоминаний".
Стаховичам принадлежало имение Пальна, недалеко от Ясной Поляны. Отсюда частые встречи и дружеское общение со знаменитым соседом, графом Л.Н.Толстым. Также родители Алексея Стаховича дружили с писателем Сухово-Кобылиным и артистами Малого театра.
Семья владела конезаводом, и мужчины рода традиционно были страстными лошадниками. Так Александр Стахович провел в свое время занимательное исследование того, какой конь являлся прототипом толстовского Холстомера.
В общем, перед молодым Стаховичем открывалась проторенная дорога выходца из хорошей семьи, по которой он и поскакал. Он был помещен в пажеский корпус, по окончании коего зачислен в кавалергарды.
Развитие его карьера получила после назначения Стаховича адъютантом великого князя Сергея Александровича. Занимая этот высокий пост, он часто бывал при дворе, активно участвуя в светской жизни. Адъютанты Сергея Александровича сплошь были театралами.
Стахович тоже не избежал этого увлечения, и сам начинает участвовать в домашних спектаклях. Как вспоминает художник Сергей Маковский, Стахович бывал у его родителей в Петербурге и пел в домашних постановках опер. Благо, это позволял сильный и приятный баритон. Несколько раз он даже соревновался в пении с итальянскими певцами-профессионалами. Об исключительной красоте и выразительности голоса Стаховича вспоминают многие, от Маковского до Цветаевой.
Стахович был очень высок ростом, и выглядел чрезвычайно представительно как в форме, так и в штатском костюме. За его умение одеваться и джентльменские манеры, современник назвал его "русским барином с английским отпечатком".
Именно Стаховичу довелось познакомить семью великого князя со Станиславским. После спектакля "Уриель Акоста" (1898 г.) на знаменитых четвергах в "Охотничьем клубе", на котором присутствовал и Сергей Александрович с супругой и приближенными, впечатленный спектаклем Стахович прошел за кулисы, где и познакомился с режиссером. Позднее именно он устроил для Станиславского дивертисмент в доме великого князя, что стало для последнего этапным событием: к нему потянулся свет.
С тех пор Стахович успел заболеть Художественным театром и стать личным другом Станиславского. В 1902 году он приглашает его в Пальну, и Станиславский изучает натуру для постановки пьесы "Власть тьмы".
В последующие годы Стахович оказал немалое влияние на Станиславского. Еще в 1903 году Станиславский пишет в записной книжке о том, что "манера одеваться и держаться - это вещи условные (вытекаю[щие] однако из жизни) - надо знать эти условности и их происхождение". Эти слова - плод раздумий над предложением Стаховича создать специальный класс для изучения манер, светского поведения и костюма.
В 1904 году Стахович облегчает положение руководства театра во время конфликта с Саввой Морозовым. На собрании пайщиков он вносит в кассу Товарищества взнос в 20 тысяч рублей и избирается в Правление. Позднее он дважды выбирался третьим директором театра (в сезонах 1905-1906 и 1910-1911 гг).
После того, как Сергей Александрович трагически погиб от рук террориста Каляева, Стахович вышел в отставку в чине генерал-майора (1907 г.), чтобы присоединиться к Художественному Театру. На сцене он начинает с роли князя Абрезкова в "Живом трупе" Толстого как дублер Станиславского. Обладая талантом выразительности, искренностью, легким юмором, он создал много запоминающихся образов.
За Абрезковым последовали роли Дона Карлоса в "Каменном госте" Пушкина, графа Любина в тургеневской "Провинциалке", а также в "Юбилее" А.П.Чехова.
Вся театральная московская публика полюбила его в образе дяди Мики в "Зеленом кольце". Пресса отмечала его игру в спектакле Художественного театра 1915 г. "Николай Ставрогин" (роль Степана Верховенского)..
При всем своем внешнем лоске и безукоризненных манерах, Стахович не был снобом, а напротив веселым балагуром и часто приглашал актеров к себе, либо сам участвовал в артистических посиделках.
Беззаветно любя театр, А.А.Стахович не отвергал любое предложение сыграть, даже если оно не было интересным в творческом аспекте. Однажды ему предложили пролаять в трубу по ходу действия "Вишневого сада". Он согласился, хотя для этого ему нужно было уехать на спектакль с великосветского бала.
В.A.Нелидов, управляющий труппой Малого театра, журналист и театральный критик, приводит в своих воспоминаниях такую историю о Стаховиче:
"Был у него лакей, крестьянин Павел, на которого он смотрел, как на родного… Лакея этого он выучил прекрасно говорить по-французски, и потом дальнейшие их беседы велись на этом языке.
Однажды Стаховичу поручили роль Репетилова в "Горе от ума", он ее добросовестно готовил и читал своему лакею, большому театралу. "Paul, - бывало скажет он, - que est ce qui est plus dean?" И начинал читать ему Репетилова: "Клянусь тебе (удар в грудь и рука кверху), что никогда ты не найдешь себе такого друга (сильное повышение голоса) , on com ca?" - продолжает Стахович и скажет грибоедовские стихи простым тоном подвипившего шалопая Репетилова, опоздавшего на бал.
Paul неизменно отвечал: "Первое гораздо красивее, Ваше Превосходительство, это в жизни редко слышишь, а у их Превосходительства такой красивый голос"."
Стахович преподает студийцам и молодым артистам Художественного театра светские манеры. Однако и маститые, включая Станиславского и Книппер-Чехову, обращаются к нему за советом.
Казалось бы ему удалось совершить невозможное. В немолодом возрасте начать все сначала, и так удачно. Однако наступил 1917 год. Его детей и внуков раскидало по стране, а затем и по миру. Стаховича уплотнили, оставив ему для проживания одну кухню.
Прошел 1918 год. Ему уже за шестьдесят. Он болен. Он чувствует, что его студийцев заботят совсем далекие от светского обращения проблемы сОветской действительности. Конца-края "прелестям" военного коммунизма не видно. И он принимает решение.
26 февраля 1919 года. Он подводит итоги, рассчитывается с долгами. Вызывает к себе Поля, дает ему жалование на месяц вперед и награду за многолетнюю службу. Как пишет Марина Цветаева, к нему зашли студийцы, принесли котлеты из конины. "Воткнул вилку и с усмешкой: "Может свою лошадь и ем"… У него ведь конские заводы были. Страстно любил лошадей"…
27 февраля 1919 года артист художественного театра Алексей Стахович повесился на шнуре от портьеры. Похороны описаны у Марины Цветаевой в "Смерти Стаховича" - там появляется даже маленький человечек Поль, притулившийся в церкви и рыдающий за своим добрым господином. Немало теплых страниц посвящено Стаховичу Цветаевой в "Повести о Сонечке", ему же поэтесса посвятила цикл стихотворений…
В "Повести о Сонечке" есть эпизод. Стахович объясняет девушкам, как себя вести, если вдруг на улице спустится чулок или что-нибудь развяжется. "С кем бы вы не шли - спокойно отойти и, не торопясь, безо всякой суеты, поправить, исправить беспорядок… Ничего не рвать, ничего не торопить, даже не особенно прятаться: спо-кой-но…".
Казалось бы, мелочь, но в этом отрывке высказаны те принципы, которые Стахович передавал своим воспитанникам, по которым он жил и сам. Они и есть ключи к элегантности.
Действовать нужно всегда спокойно и с достоинством, не заискивая перед высшими и не боясь показаться простым перед низшими. Нет позора в трудном положении, позор тому, кто не пытается его исправить. И, наконец, самое важное, достичь элегантности можно, только усвоив, что этикет, имидж, мода призваны сделать жизнь человека легче и красивее, а не закабалить его.
Спокойствие, достоинство и естественность позволили Алексею Стаховичу благородно прожить и благородно исполнить свое последнее трагическое решение. На панихиде по Стаховичу К.С. Станиславский сказал: "он жил, как артист и эстет, а умер, как военный, который не хотел сдаваться".
Ирина Сыромятникова (биография А.А.Стаховича),
Арсений Загуляев (вступление и окончание).
Для получения изображения большего размера, щелкните на фотографии мышью.
В статье использованы фото из личного архива А.А.Стаховича (Музей МХАТ). Фотоматериалы, за исключением портрета с моноклем, публикуются впервые.
Перепечатка текста статьи и публикация фотоматериалов без письменного разрешения главного редактора интернет-журнала "Красота-онлайн" запрещена.
Отзывы : 0