Строгий стиль. Ближе к телу: рождение мужской рубашки

Статьи

Рубашка от Turnbull & Asser - образец утонченности и качества с лондонской Джермин-стритРубашка. Одна из вещей, без которых нельзя представить себе мужской гардероб. За минувшие века она впитала в себя множество смыслов, которые и сейчас неявно присутствуют в ней, влияя на наше отношение к себе и к другим людям. Ведь для того, чтобы узнать многое о жизненных ценностях человека, достаточно взглянуть на его рубашку.

Происхождение мужской рубашки теряется где-то на заре цивилизации. Клерки древнего Вавилона, писавшие финансовые отчеты клинописью на сырой глине, не знали пиджаков и галстуков. Однако они носили белые рубашки с рукавами, предвосхищая будущее корпоративной культуры. Родословную современной рубашки историки возводят к римской тунике, надевавшейся под тогу, как нижняя одежда. Варвары тоже носили рубашки, но из грубой домотканины на основе из пеньки. Кроме того, они считали мытье слабостью, недостойной мужчины. Поэтому изящная (и чистая) туника знатного римлянина, сделанная из тонкой льняной или шерстяной ткани, стала более привлекательной точкой отсчета.

По мере того, как рассеивалась мгла Темных веков, возрождается интерес к тонкому и нарядному мужскому белью. Модники Ренессанса красовались своими рубашками, выпростав белоснежную ткань сквозь многочисленные прорези в рукавах курток. Однако привычки регулярно стирать белье еще не наблюдалось, поэтому о таких господах ходил стишок: «Хотя в рубашках белых щеголяют,/ По месяцам порой их не меняют». В начале XVI века итальянцы впервые научились плести кружево, и его сейчас же принялись рьяно использовать для украшения мужских рубашек, особенно плоеных воротников, которые вскоре выросли настолько, что голова счастливого владельца напоминала голову Иоанна Крестителя на блюде.

«Одна из щекотливых ситуаций: когда ваш чемодан распаковывает слуга хозяина дома». Рисунок американского художника Чарльза Гибсона. Начало ХХ века.Страсть к кружевам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались «кружевные перемирия», чтобы господа военные успели постирать свои пышные воротники и манжеты и просушить их, развесив на своих мушкетах. В XVIII веке в русле более практичной английской моды возникает рубашка без украшений, со стоячим воротником, снабженным отогнутыми кончиками. В ней уже явно угадывается форма, сохранившаяся до наших дней.

Вплоть до новейшего времени рубашки оставались предметом, символизировавшим принадлежность к высшему классу. Они теряли свою девственную белизну при любом виде физической работы, а расходы на постоянную стирку, глаженье и крахмаление мог позволить себе далеко не каждый. Кроме того – как любую одежду – делали их только на заказ. Хорошая работа всегда стоила денег, а рубашки обычно заказывали дюжинами… Ситуация стала меняться только в промышленном XIX веке. Первые стандартные размеры мужских рубашек были установлены в США в 1860-е годы, во время войны между Севером и Югом, на основе мерок, снятых с тысяч солдат, нуждавшихся в одинаковом обмундировании.

Русский дворянин в смокинге и рубашке с воротничком «отцеубийца». 1910-е годы.К концу XIX века рубашки становятся более практичными в носке за счет мягких отложных воротников современного типа. Крахмальные стоячие воротнички постепенно вытесняются из повседневной одежды. В первые годы ХХ века они взяли реванш в области выходного костюма: стояче-отложные воротники, прозванные «отцеубийца», подпирали щеки почтенных отцов семейств и молодых хлыщей таким туго накрахмаленным забором, что они не могли повернуть шею. Эта мода ушла во время Первой мировой войны. Казалось, ей никогда не суждено вернуться – но сейчас мы видим ее вновь в мужских сорочках Alexander McQueen. Правда, «ужасный ребенок» Высокой моды, сочиняя готовые рубашки для мужчин, учел не только изменения в одежде за последние 90 лет, но и новые поветрия в рубашечной моде. Их не нужно крахмалить. (Современные рубашки не нуждаются в этом благодаря специальным прокладкам из плотной ткани внутри воротничка и манжет и твердым вставкам в углах воротничка.) Воротники, форма которых напоминает портреты прадедушек, снабжены асимметричной застежкой на пуговицы, форма которой перекликается с косым узором на ткани.

Цвет в рубашки пришел тоже в ХХ веке. Сначала на цветные рубашки смотрели косо, подозревая их владельцев в желании скрыть недостаток чистоты. Предубеждение прошло, когда к цветным рубашкам стали пришивать белые воротники и манжеты. Так появились модели, балансирующие между раскованностью и официальностью, элегантный вид которых по достоинству ценят до сих пор. Другое изобретение начала века – пристежные воротнички (их придумали, чтобы реже менять рубашки) – безусловный анахронизм, верность которому хранят немногие оригиналы. Благодаря стиральным машинам человечество избавилось от массы проблем. Небрежно забрасывая вещи в бак, мы едва ли задумываемся, каких мучительных усилий стоило нашим предкам сохранять незапятнанным свое белье, а с ним – свою честь!

Текст: Алексей Светайло

Иллюстрации: коллекция автора

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить