"Я не верю, что предал того юнца, который показывал свои первые наброски Кристиану Диору с непоколебимыми верой и убежденностью [в своем успехе - авт.]. Эти же вера и убежденность никогда не покидали меня," - читал взволнованным голосом Ив Сен-Лоран. 7 января 2002 года он сообщил, что покидает мир высокой моды.

Уходя в отставку, YSL тепло вспомнил своих учителей и кумиров: Диора, Баленсиагу, Скьяпарелли, Шанель. Сколько людей по всему миру - именитых и безвестных, - могло бы сказать слова благодарности и ему самому:

Том Форд, криэйтив-директор "Гуччи", дизайнер линии прет-а-порте Yves Saint Laurent Rive Gauche. Когда-то техасский юноша хотел выглядеть утонченным. Он купил свой первый флакон дизайнерского парфюма - YSL Pour Homme. Через много лет он выпустил свой аромат Rush, с провокационным названием, вторящим Opium'у (Rush на сленге - наркотический "приход"). Ив высказал и фордовский символ веры - любви к черному: "Черный - мое убежище. Черный - это линия на белом листе бумаги". У YSL истоки андрогинности моделей "Гуччи".

Ж.П. Готье, Дж. Гальяно и прочие провокаторы от моды. YSL расчистил для них дорогу от ханжества общественного мнения. Женщина YSL в брючном костюме или в смокинге вызывала не меньше толков, чем Готье в кильте. Прозрачные блузки, вычурные шляпы, съемка для рекламы в обнаженном виде, - без этих прецедентов никто бы не выпустил на подиум модели Гальяно или МакКуина. Новатор и выдумщик Ив Сен-Лоран первый превратил дефиле в шоу, и первый провел трансляцию показа он-лайн. Как признался, что жалеет он лишь о том, что не он изобрел джинсы.

Катрин Денев, Клаудиа Кардинале, Роми Шнайдер, Изабель Аджани. От Belle de Jour Бунюэля до "Подземки" Бессона сен-лорановское умение сочетать респектабельность и сексуальность, откровенность и холодность помогло им стать и оставаться иконами морового кинематографа.

Руперт Эверетт. У Оберона из "Сна в летнюю ночь" был сложный период парижской жизни. Не предлагали подходящих сценариев - не было и денег. Съемки в рекламе YSL Opium pour homme дали ему узнаваемость и средства, чтобы протянуть до всемирной славы.

Ив Сен-Лоран был одним из немногих кутюрье, известных за железным занавесом. Его же самого давно интересовала русская тема. Среди его русских почитателей:

Рудольф Нуриев - друг Ива, которому посвящена коллекция 1993 года.

Раиса Максимовна Горбачева. При помощи нарядов от YSL сухое "тов. М.С. Горбачев с супругой" уступило место удивлению, восхищению и зависти элегантности и шику первой леди эпохи заката империи. В свою очередь, не без ее поддержки в 1986-87 гг. состоялись показы YSL в Москве и в ленинградском Эрмитаже.

Сергей Параджанов, гениальный режиссер и сам кутюрье от природы. Когда он сидел в лагере, YSL подписывал письма в его защиту - когда он вышел на свободу, Сен-Лоран сразу выслал ему приглашение во Францию. По свидетельству друга Параджанова В.Катаняна, тот сделал роскошный альбом коллажей с Сен-Лораном в парчовом переплете с лентами и кружевами. Альбом Сен-Лорану передали, когда он был в Москве. Пораженный, он увез его с собой в Париж

И наконец, целая династия французских бульдогов со звучной кличкой "Мужик" (Moujik I, Moujik II, Moujik III) могла бы завилять обрубком в знак благодарности за королевскую жизнь и за сохранение их образов в искусстве. Мужика II рисовал сам Энди Уорхол, а третий смотрит с новогодней открытки, выложенной на сайте Ives Saint Laurent Haute Couture…

Ив Сен-Лоран ушел, и ушел красиво, оставшись настоящим художником в мире "не совсем искусства", как сам он нередко называл моду. 22 января в Центре современного искусства Ж.Помпиду пройдет его юбилейная ретроспектива, последний аккорд мастера.

Арсений Загуляев

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить