Российский рынок парфюмерно-косметической продукции - это рынок, на котором импортные товары заметно превалируют над отечественными в течение последнего десятилетия. Но насколько устойчиво сегодняшнее первенство зарубежного «парфюма»?


     Результаты маркетинговых исследований свидетельствуют о возрастающей симпатии к товарам отечественного происхождения. Воронежский Институт общественного мнения Qualitas отслеживает, как меняется отношение к импортным и отечественным товарам на протяжении трех последних лет.
     Каждый год воронежцам предлагается один и тот же вопрос: «Если Вам нужно выбрать один товар из двух одинаковых по цене и качеству, то какой - отечественный или импортный - Вы скорее всего предпочтете?". Наблюдается неуклонное снижение приверженности к импортному товару - за три года она уменьшилась в два раза (с 28 до 14%). Предпочтение к отечественному товару за это время выросло с 50 до 68%.
     А в целом по России, по данным Фонда "Общественного мнения", число наших соотечественников, которые при равных условиях продажи отдают предпочтение товару собственной страны, еще больше - 72%.
      Причины роста предпочтения отечественных товаров многолики:
- цены на импорт «кусаются» после обвала рубля в августе 1998 года;
- широкое распространение подделок под импортные товары;
- ненадлежащее качество дешевых азиатских товаров;
- крепнущее убеждение в экологической чистоте отечественных товаров;
- всплеск патриотических настроений, вызванный военными действиями НАТО в Косове;
- призывы к поддержке отечественного производителя ведущих политиков России, в частности заявление Ельцина в 1998 году: «Покупайте все наше, российское!»


      Как отразилась общая российская тенденция возрастающей симпатии к отечественным товарам на рынке парфюмерно-косметической продукции?
     На фоне стремления к выбору экологически чистой продукции существенное преимущество получили те косметические товары отечественного производства, употребление которых связано со здоровьем российских покупателей. Это в первую очередь относится к кремам, лосьонам, мазям, иногда к мылу и шампуням. На предметах декоративной косметики эта тенденция пока не отразилась. Особый случай - парфюмерия.


      Имеет ли запах родину?
В феврале 2000 года Институт общественного мнений Qualitas предложил воронежцам назвать свой любимый женский и мужской ароматы (духи, т/вода, дезодорант).
Мы не задавали вопрос о том, каким «парфюмом» пользуются наши соотечественники: импортным или российским. Если бы вопрос был поставлен так, возможно, сработали бы все те причины преимущества отечественных товаров, о которых шла речь выше.
     Но при нашей постановке вопроса цены, экологичность, наличие подделок и прочее, не имеют решающего значения и на первый план выходит непосредственно запах, аромат, который приятен вне зависимости от его национальной принадлежности.
     Но, когда человек называет любимый запах, дальше уже дело техники - привязать его к определенному брэнду и, соответственно, к стране-производителю. На наш взгляд, такой способ выявления лидирующих ароматов наиболее объективен по отношению ко всем другим методам, поскольку устраняет побочные причины выбора парфюма.
     При этом необходимо учесть, что респондент, высказывая свои парфюмерные предпочтения, в значительной степени опирается на личный опыт, который зачастую бывает не очень богат. Но тем не менее знакомство с упомянутым ароматом свидетельствует о том, что либо человек им пользовался, либо пользовались его знакомые, либо этот запах ему понравился при тестировании запахов за прилавком магазина.
     Результаты опроса вызвали у нас удивление.
     Учитывая, что любовь к запаху не зависит от цены духов и возможности их купить, мы ожидали бесспорного преимущества импортной парфюмерии над российской. Опрос же показал, что большая доля потребительских предпочтений отдана ароматам российских парфюмеров.
     Среди воронежцев, которые назвали свой любимый женский аромат, чаще всего упоминался ветеран российского парфюмерного рынка - духи «Красная Москва».


     Вот как выглядит хит-парад любимых воронежцами женских ароматов с убыванием частоты упоминания.


1. «Красная Москва», 2. Chanel №5, 3. Salvador Dali, 4. Climat, 5. Poison, 6. J'ai Ose, 7. Magie noire, 8. Fa, 9. Frank Olive, 10. Opium, Dune, Kenzo, "Ландыш", "Цветы России", "злато Скифов".


     Но, если среди любимых женских ароматов заметно доминирует продукция французских парфюмеров, то любимые мужские парфюмерные запахи имеют, в большей степени или российскую прописку, или импортную упаковку, но по очень «демократичной» цене. Хит-парад любимых мужских ароматов выглядит очень патриотично.

1. «Шипр», 2. "Саша", 3. Gillette, 4. «Тройной одеколон», 5. "Доллар", 6. King, 7. Charlie, 8. Bogard, 9. Fahrenheit, 10. "Двойной Бурбон", "Ожён", Cobra, Nivea, Old Spice, Консул, Сигара


     Особенно заметно предпочтение отечественных духов среди людей старшего поколения. Они слабо ориентируются в новинках парфюмерного рынка и отдают предпочтение хорошо знакомым с молодости запахам, В наиболее сильной степени это замечание относится к мужчинам.
     Надо сказать, что симпатии к одним и тем же ароматам у представителей противоположных полов распределены неравномерно. Среди женщин почти в четыре раза больше тех, кто любит запах духов «Красная Москва», чем среди мужчин. Аромат Salvador Dali тоже нравится женщинам в три раза чаще, чем мужчинам.
     Зато мужчины явно неравнодушны к духам Chanel №5. Неизвестно, действительно ли им нравится этот запах или это единственное название женского аромата, которое они смогли вспомнить? А среди мужских ароматов у представителей сильного пола в почете "Шипр" и "Тройной одеколон", тогда как женщинам больше нравятся изысканные запахи, скажем, Fahrenheit от Christian Dior.
     Молодежь трудно обвинить в равнодушии к новинкам, но и юному поколению часто нравится аромат их мам и бабушек. Примером тому служит лидер женских ароматов - «Красная Москва». И все же молодежь оказалась в большей степени восприимчива к современным запахам. Если более зрелые горожане называли хорошо известные классические запахи: Poison, Magie Noire, Opium, Nina Ricci и т.п., то молодое поколение сильнее привлекали новые и необычные запахи.
     Результаты исследования показали, что восприимчивость к новым запахам в основном характерна для прекрасного пола.

     Мужчины показали себя значительно более консервативными. Но элитный "парфюм" не чужд и воронежским мужчинам. Это и XL от Paco Rabanne, это и Venezia от L.Biagiotti, и Kenzo, и Minotaure от P. Picasso, и Dakkar Noir от Guy Laroche и т.д.
     И все же следует отметить, что названия ультрамодных новинок мужской парфюмерии, в отличии от женской, практически отсутствуют в ответах воронежцев.
     Складывается впечатление, что мужчины привыкают, привязываются и начинают любить запахи тех духов, которые им дарят женщины. А духи эти, как правило, недорогие и общедоступные. Новинки у мужчин, скорее, исключение, чем правило.
Ежегодно преддверие праздника 8 Марта становится у мужчин поводом для того, чтобы уточнить у своих любимых женщин, какой аромат им больше нравится. По результатам нашего опроса, 9% воронежских женщин ждут в подарок именно духи. А в целом подарки из парфюмерно-косметической серии обрадуют 17% представительниц прекрасного пола. Эта продукция востребована рынком, и у отечественных производителей немало шансов на успех.


Нелли Романович, директор Института общественного мнения Qualitas (Воронеж) Nelli®rlom.voronezh.su


Материал был представлен на конференции «Российский парфюмерно-косметический рынок: взгляд в XXI век»

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить