Выставка «Италия – Россия. Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» проходит в Государственном музее им. А.С. Пушкина.

Джотто. Святой Стефан, около 1334-1336. Флоренция, музей ХориКонцепция выставки явилась результатом длительного плодотворного сотрудничества специалистов обеих стран. В диалоге принимали участие искусствоведы и историки архитектуры, руководители музеев и других учреждений культуры. Идея проекта, сложившаяся во время двусторонних переговоров, с самого начала вызвала всеобщий интерес и поддержку, поскольку искусство как фактор национальной самоидентификации играет важную, часто определяющую роль в международном общении.

В то же время тема выставки «Россия-Италия. Italia-Russia. Сквозь века. От Джотто до Малевича» может быть воспринята как вызов, как своеобразная интеллектуальная провокация, может привести к непониманию замысла. С чего начать диалог двух художественных культур, которые прошли через столетия такими разными путями, то отдаляясь, то сближаясь друг с другом? Как сопоставить их? Как выявить тему взаимосвязей двух стран, учитывая немалый исторический период их взаимодействия? О художественной культуре какой Италии и какой России пойдет речь?

Андрей Рублев, Даниил Черный. Иоанн Златоуст, 1408. Москва, ГТГ.Границы Италии довольно четко совпадают с природными границами полуострова. В эпоху Коммун она делилась на города-государства; в эпоху княжеств и республик - на государства досовременного и современного типа; а затем, в результате объединительного процесса, завершившегося в 1861 году, стала единой нацией.

Что касается России, то она вошла в орбиту европейской культуры с принятием христианства в 988 году. До начала XII века существовало единое восточнославянское княжество со столицей в Киеве. Затем, в XIII веке, Русь переживает период феодальной раздробленности и монголо-татарское завоевание. Освободиться от татарского ига удалось лишь к XV веку, после чего произошло объединение городов и княжеств под эгидой Москвы. И в Москве - столице Великого княжества Московского - иноземные архитекторы строят Кремль. Кто они, эти умельцы? Существуют свидетельства того, что еще в XIV веке в Москве существовала колония итальянцев, в большинстве своем - художников. В конце XV века приглашенные итальянские мастера построили кирпичное укрепление с легкими стенами, украшенными «птичьими хвостами». Это была первая «итальянская прививка» русской столице.

Рафаэль Санти. Женский портрет (Донна Велата). Около 1513. Флоренция, Палаццо Питти, Галерея ПалатинаГосударство Московия, как называли его иностранцы, - сначала княжество, потом царство - просуществовало до конца XVII века. В начале следующего столетия, в результате реформаторской деятельности Петра I, провозглашенного императором, Русь становится Российской империей и входит в семью европейских государств. С этого времени начинаются постоянные широкие политические и культурные контакты с Европой, а если говорить об искусстве, то особенно интенсивные - с Италией.

Рассматривая историю искусства наших стран, мы решили искать их общие истоки. Именно в поисках такой общности возникла необходимость «обернуться назад», погрузиться в слои humus'a истории и европейской культуры, включая Византию, Длительное господство «двуименного» города, который как Константинополь явился природным мостом между Европой и Азией, а под именем Стамбул стал историческим мостом между Римской и Турецкой империями, привело в конце концов к возникновению единого (при всем локальном разнообразии) византийского стиля.

Леонардо да Винчи. Женская голова (Скапильята). 1500. Парма, Национальная галереяИменно в недрах византийской цивилизации было усвоено, трансформировано, кодифицировано наследие Римской империи, создан единый художественный язык, который связывал блеск столицы со своеобразием искусства далеких провинций. Общее византийское происхождение в дальнейшем образует два различных пути - для простоты мы определили их как «русский» и «итальянский». Со временем расстояние между ними растет, словно между лезвиями открытых ножниц. В России изначально утверждается иконографическая и стилистическая линия преемственности, скорее, «священное писание» в зрительных образах, чем «живописание». Иконы разных школ следуют строгим канонам, однако отличаются друг от друга не только мастерством исполнения, но и характером и смыслом воплощенных образов. Длительный период существования традиционного религиозного искусства представлен на выставке иконами высочайшего художественного уровня, включая произведения кисти Рублева и Дионисия) а также ценными предметами церковной утвари и образцами деревянной народной скульптуры.

Карло Бартоломео Растрелли. Голова Петра I, 1721. Санкт-Пеьербург, Государственный Эрмитаж В Италии опыт Византии интерпретируется по-разному, оставаясь надолго живым (например, на территории Экзархата и отчасти в Венеции). Творчество художников Тосканы (Коппо ди Марковальдо, Чимабуэ, Дуччо ди Буонинсенья) - это своеобразная алхимическая лаборатория, она заражает тонкую византийскую утонченность духом брожения натурализма Джотто, а скульптура Арнольфо ли Камбио и Никколо Пизано выступает в качестве катализатора процесса обращения к наследию Античности. Отобранные для экспозиции итальянские работы являются примером интенсивного творческого развития от Средних веков до барокко, через Возрождение. Шедевры старых мастеров ностальгически обращены к сюжетам прошлого, возникает тема природы и соревнования с ней.

Изобретенный прием центрической перспективы открыл художникам (и не им одним) новое понимание материального мира, места в нем человека. Отметим также появление светской тематики, которая не вступает в конфликт с религиозными сюжетами, Ситуация параллельного существования двух путей в искусстве, когда случайные контакты лишь подчеркивали глубину различий, не способствуя сближению, была взорвана волей Петра I. Мир не знает подобного примера культурного переворота в истории больших цивилизаций.

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде, 1920. Москва, ГТГПосле Петра русское искусство уже сопоставимо с европейским, изменилась тематика, появились до сих пор отсутствовавшие светские сюжеты и портрет, возник, распространенный в Европе стиль барокко, но в облегченном его варианте, как бы на грани очередного обновления. Взаимоотношения России и Италии оживились, приобрели разнообразные формы: стажировки художников, поездки коллекционеров, приобретение картин, приглашение в Россию итальянских художников и, особенно активно - архитекторов, возникновение в Петербурге Академии Художеств по образцу Римской Академии. Если вернуться к метафоре ножниц, то можно сказать, что лезвия, широко раздвинутые во времена византийского наследия, постепенно сближаются. И если XVIII век - это эпоха непосредственного общения искусства и культуры обеих стран, то период от Романтизма до Авангарда можно охарактеризовать как время, когда русское искусство, сохраняя национальное своеобразие культурной проблематики, обретает, подобно искусству итальянскому, общеевропейский масштаб.

Карло Карра Пиния у моря, 1921. Частное собраниеМы завершаем обзор временем конца Первой мировой войны, когда диалоги и споры в Салонах и в художественных оппозиционных объединениях и течениях постепенно угасали в обеих странах. Наступило другое время - искусство в России и Италии вступило в период новых сложных отношений. Как своего рода заключительный аккорд выставки и одновременно залог возрождения общечеловеческих ценностей, а также как двойное пророчество об искусстве пост-тоталитарного будущего следует рассматривать две представленные в экспозиции картины: Петербургскую Мадонну кисти Петрова-Водкина и Сосну у моря работы Карра.

Выставка, посвященная путям развития русского и итальянского искусства -их общности и различиям, диалогу и противостоянию, - не первая в истории культурного сотрудничества последних лет. Однако она открывает новые грани этой неисчерпаемой темы. Нам доставляет большое удовольствие выразить глубокую благодарность всем организациям и их руководителям, музеям и их сотрудникам, без чьего заинтересованного участия, помощи и дружеского партнерства выставка не могла бы состояться.

Ирина Антонова, Георгий Вилинбахов,
Лидия Иовлева, Евгения Петрова,
Кристина Ачидини Лукинат, Алессандра Пинто,
Джованна Непи Шире, Марио Лолли Гетти

Выставка От Джотто до Малевича проходит в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва, Волхонка, 12) до 20 мая.

Выставку представляют:

Министерство иностранных дел Итальянской Республики

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство культуры Итальянской Республики

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выставочный центр «Scuderie del Quirinale»

Галерея Палатина Палаццо Питти (Флоренция)

Галерея Уффици (Флоренция)

Галерея Академии ((Венеция)

Национальная Галерея Каподимонте (Неаполь)

Национальная Галерея Современного Искусства (Рим)

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Государственная Третьяковская галерея

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Государственный Эрмитаж

Государственный Русский музей

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С. Пушкина –«Афиша»

Официальный информационный партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина –издательский дом «Аргументы и факты»

Информационные спонсоры: «Маяк», «АртХроника», «Новый Мир искусства», «Креатив&creativity», «Декоративное искусство», «Русское искусство», «Седьмой континент. Столичное ревю», «Музеи России» (www.museum.ru), «Красота Oнлайн» (www.krasota.ru)

Информационная поддержка: «Труд», «Мезонин»

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить