По итогам Russian Fashion Week
Показы Russian Fashion Week еще раз подтвердили творческую адекватность дизайнеров из России и бывших советских республик. Как подчеркнул генеральный продюсер RFW Александр Шумский, проблемой на данный момент является не креатив (с которым все в порядке), а деловая состоятельность, которая выражается в способности вовремя и в полном объеме выполнять заказы байеров.
В то же время российская мода предлагает нечто новое, стремясь заполнить пустующие места. Так группа Fresh Art, явивший полноценную версию клубной моды, замешенной на диско 70-х и историческом максимализме. Трэш (тонкая имитация плохого вкуса, противоположная китчу), до сих пор плохо давался российским дизайнерам. После показа Fresh Art остается признать, что высота взята.
Алена Ахмадуллина доказала, что цитатность, которую принято связывать с постмодернизмом, таит массу неиспользованных возможностей. Мотивы, буквально перенесенные в женскую коллекцию из мужской одежды и военных мундиров конца XVIII - начала XIX веков, отлично вписались в полуприталенный силуэт с современными брюками и юбками, а вышитые ордена с инсигнией автора добавили иронии. Это доказывает, что и в России можно обращаться к имперскому прошлому страны, не впадая в пошлость. Важная заметка для российской моды, которая, поднявшись на ноги, отправится на поиски своего собственного лица.
Постановщики изощряются в выдумках, стараясь сделать дефиле запоминающимся и непохожим на другие. На подиумах RFW был представлен ряд показов с фантазией, в которых так и хочется увидеть начала новых синтетических жанров. Дефиле Дарьи Разумихиной напоминало концерт народной музыки. Манекенщицы Елены Васса показывали стриптиз, позируя девушке, бродившей среди них с фотоаппаратом.
Все эти приемы уже имеют собственную историю. Скажем, идея дефиле-концерта была реализована в благотворительной акции Fashion Rocks. Вопрос в том, что нашим дизайнерам не хватает чувства меры и понимания, что кальки не проходят. Мы живем в информационную эпоху, где и профессионалы, и простые зрители – все - видят многое и могут сравнивать и удивляться потугам. Надежда Бабкина – это чуть-чуть этно, но уж точно не футуризм. Романтичная русскость Разумихиной, восходящая к Баксту и Билибину, с ней не сочетается.
Вот Черницов действительно придумал нечто новое: вывел на подиум писателя Ерофеева. У Макса были планы даже пригласить вместе с ним Пригова и Сорокина. Ахмадуллина показала изящное шоу под минималистский саундтрек. Хотя посыпание золотым дождем у Арнгольдта, не новый прием, энергетика дизайнера в наряде мышонка выбежавшего на подиум и игриво упавшего на него под спавшиеся сверху блестки, просто великолепна. Видеоарт у Нила Барретта и профессиональная организация показа – пример всем нашим. Пример дизайнерам и то, что организаторы Недели пригласили Наталью Водянову. Не Клаудию Шиффер, например, модель, известную в каждом доме, но уже не работающую, а действительно актуальную русскую звезду.
Многообещающим явлением на RFW был недостаток сезонности. Глядя на голые животики моделей (Guta Textile, Катя Моссина, Сударьянто), было очевидно, что модельеры показывают «просто одежду», игнорируя заявленный сезон. Аналитики моды, склонные списывать это на счет недоразвитости отечественных дизайнеров, не учитывают главного.
В будущем эти перемены, возможно, приведут к разрушению самих принципов Недель моды, сориентированных на конкретный сезон. Мода преодолела географические, этнические, классовые, гендерные различия. Осталось сломать последнюю систему координат, ограничивающих моду во времени. Интересно, чем она займется потом?
Алексей Светайло, Арсений Загуляев
Отзывы : 0