Бертран Пьер-Мишель. Зеркальные люди. История левшей. М: Новое литературное обозрение, 2005.

В первом классе преподавательница русского пыталась переучить меня на правшу и даже вызывала родителей побеседовать по этому поводу. Мама с папой настояли: «Нет». Уже начиналась Перестройка, школа была приличная, поэтому никто, следуя старой советской привычке «нужно быть, как все», настаивать не стал.

Вокруг моих – и автора истории левшей Пьера-Мишеля Бертрана тоже – собратьев за века успело собраться множество историй, мифов и легенд. Есть всемирный день левшей. В интернете полно сайтов со списками знаменитостей, которые конечно приятно просматривать и тешить свое тщеславие, но которые не всегда достоверны.

Исследование «Зеркальные люди» пытается разобраться не в физиологии или психологии, не в том как, какая рука и какое полушарие работают, а в феномене левшей в культуре.

Левую руку веками пытались связать с символизмом зла. На картине Гуго Ван дер Гуса XV в. Ева именно ей берет запретный плод с древа познания. Как символ, это может иметь право на существование, но от слов переходили к делу…

В книге есть рисунок страхолюдного приспособления 1845 года, помогающего перейти на писание правой рукой. Не видя сопроводительного текста, можно подумать, что это орудие инквизиции для получения подписи под обличающим себя признанием. А про средневековые методы «педагогики» и говорить не хочется.

В престижном журнале «Философское обозрение Франции и зарубежья» за 1916 год (т.е. в Европе, в ХХ веке!) была опубликована такая статья, что сейчас бы за нее поборники политкорректности по отношению к левшам сразу бы поволокли автора в суд. И выиграли бы.

От страха перед левшами, восприятия их как аномалии возникла практика переучивания. Бертран много говорит о «мучениях скрытых левшей». В биографиях и исторических сочинениях часто встречаются места, где про героя особо говорят: «он был левшой», вроде, как «он был очень высокий» или «у него была длинная борода». Полководца XIII в. Гоше де Шатийона на портрете эпохи барокко почему-то изобразили левшой. Вероятно, посчитав его имя, вариант Гаршериус, прозвищем (фр gaucher, «левша»).

Одни презирали левшей, другие относились к ним, как к курьезу, но были и те, кто испытывал восхищение.

Часто говорят об особой силе левшей, их художественных способностях и интуиции. Тому есть множество примеров. Левше Бертрану, это, конечно, приятно, но ученому Бертрану всегда хочется докопаться до истины, и вот этим посылом книга ценна.

Одно дело действительная предрасположенность, а другое сознание своей исключительности, которое рождало у некоторых левшей снобизм по отношению к «банальному большинству». Про эти случаи тоже подробно рассказывается. Любопытно, что переписчик римской истории 1471 года особо упоминает в конце своего труда, что выполнил его левой рукой, чтобы особо подчеркнуть свое искусство – ведь левшам непросто дается каллиграфия.

Автор приводит таблицу известных художников, среди которых были и явные левши (Леонардо да Винчи), и скрытые (Микеланджело), и возможные (Босх), чей случай точно не подтверждается историей и особенностями художественной техники.

«Зеркальные люди» - это множество фактов о левшах, которые вы не знали, вплоть до цитат из Библии по теме, искусствоведческих описаний, статистических таблиц и сносок. Материал добротно подобран, слог легкий, изящный и не грешит излишней наукообразностью, а изложение увлечет всех, и левшей, и правшей.

Арсений Загуляев

Предыдущий обзор
Поход по книги. Февраль 2005

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить