Зримый образ и скрытый смысл
Перед нашим взором предстают образы или события, определённо чем-то привлекательные и несомненно казавшиеся актуальными для художников и их современников. Легендарные деяния ветхозаветных и евангельских персонажей, героев сочинений античных и средневековых авторов – все они несли важный аллегорический смысл, хорошо понятный человеку той эпохи, но скрытый временем от современного зрителя.
Даже пейзажи родной страны, изображения сцен повседневного труда и незамысловатых развлечений рыбаков, крестьян, солдат, ремесленников и купцов, портреты знати и малоизвестных бюргеров тоже имеют что-то «помимо».
В начале XVI века прославленный нидерландский философ, писатель и гуманист Эразм Роттердамский рассуждал так: "Прежде всего, не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица... и лица эти отнюдь не схожи одно с другим. Снаружи как будто смерть, а посмотри внутрь - увидишь жизнь, и, наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой - безобразие, под изобилием -жалкая бедность, под позором - слава, под учёностью - невежество, под мощью - убожество, под благородством - низость, под весельем - печаль, под преуспеванием - неудача, под дружбой - вражда, под пользой - вред".
В изобразительном искусстве того времени умозрительные аллегории и эмблемы существовали на равных, переплетались с реалистически достоверным изображением окружающего мира. Они предполагали одновременное присутствие двух аспектов восприятия: буквального (т.е. то, что непосредственно изображено) и метафорически-условного, дидактического по своей сути. Если "зрительный ряд" гравюры по своей композиционно-художественной структуре аналогичен картине, то текстовой комментарий имеет немало общего с апофегмами - излюбленным литературным жанром XVI-XVII вв., в котором мудрость и остроумия сочетались в изящных афоризмах.
Считалось, что истина всегда скрыта под внешней обманчивой оболочкой и потому может быть понятна только посвящённым. «Если кто-нибудь спросит меня, что такое эмблема? - тому я отвечу, что это – немая картина, но, тем не менее, способная говорить; пустяковые вещи обретают в ней немалую важность, смешные предметы оказываются при ближайшем рассмотрении не лишёнными глубокой мудрости... Также скажу, что в них удаётся больше прочитать, чем разглядеть. И более того - домыслить, чем прочитать дословно. Это полезное средство для воспитания наших чувств" (Якоб Кате). Стремление усматривать более глубокий смысл в обыденных вещах, к чему, несомненно, побуждало и регулярное чтение Библии, получать удовольствие от неочевидности и многозначности, игра в загадочное - показательная особенность культурной ментальности фламандцев и голландцев XVII столетия. В изобразительном искусстве того времени умозрительные аллегории и эмблемы существовали на равных, переплетались с реалистически достоверным изображением окружающего мира. Сегодня нам важно учиться у прошлого этому умению: не забывать, что аллегория и эмблемы никуда не исчезли. Они изменились. Стали ли они тоньше или грубее? Вопрос открыт. И все же видеть даже в окружающей нас действительности больше чем «зримый образ» само по себе важно.
Выставка «ЗРИМЫЙ ОБРАЗ И СКРЫТЫЙ СМЫСЛ. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии ХVI-ХVII веков» представлена МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА Куратор проекта – Вадим Анатольевич Садков, доктор искусствоведения, профессор, заведующий Отделом искусства стран Европы и Америки.
Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»
Информационная поддержка: «Артхроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», «WHERE Moscow», «Креатив», РИА «Новости», «Ваш досуг», «Мезонин», «Столичная вечерняя газета», «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU), радиостанция «Говорит Москва»
Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК Выставка проходит в ГМИИ им. А.С.Пушкина с 16 февраля по 18 апреля 2004 года
по адресу: Москва, Волхонка 12
Отзывы : 0