Гармония и контрапункт

Выставка «Гармония и контрапункт» (Россия – Германия. Живопись. XIX век) посвящена диалогу двух живописных школ, переживших в XIX столетии период своего расцвета. Она проводится в рамках традиционного фестиваля «Декабрьские вечера» и включает 97 картин из музеев России и Германии.

Россия и Германия – государства, имеющие многовековую историю отношений. Обе страны пережили в XIX веке важные социальные изменения, нашедшие отражение в культуре и искусстве. Немецкие переселенцы, «российские немцы» – коммерсанты, инженеры, учёные и художники из поколения в поколение исправно служили России. Творчество и судьбы многих немецких художников XIX столетия были непосредственно связаны с Россией, такие мастера как, К.Ф. Бодри, Ю.В. Гаген-Шварц, М.К. Клодт столь сроднились с Россией, что причисляются к русской школе.

Искусство XIX столетия явление сложное, но все-таки обладающее определенной целостностью. Относительно русской культуры Ю.М. Лотман отмечал, что «можно говорить о культурном пространстве между Пушкиным и Чеховым как о бесспорном едином историческом явлении» Такие же реальные ориентиры применимы по нашему мнению и к немецкому культурному пространству, заключенному между Гёте и Томасом Манном. Несмотря на всю условность таких границ, они определяют временные рамки столетия.

На выставке также представлены разные художественные центры Германии и России. Столетиями существовавшие независимые немецкие королевства и княжества формировали свои художественные центры. Германия, в отличие от России, не имела единой национальной художественной традиции. Даже в конце XIX века каждый из художественных центров – Берлин, Мюнхен, Дюссельдорф, Дрезден, Веймар, Франкфурт на Майне и другие, – сохраняли свои традиции, вкусы, «отдельный характер и физиономию». В России художественная жизнь сосредотачивалась в Петербурге, в новой столице, и в Москве, где к концу столетия сформировалась своя школа, которую отличал интерес к непосредственному восприятию натуры, к социальной, современной проблематике.

В художественном языке произведений на протяжении XIX столетия шёл постоянный «спор» идеального и реального. Первая половина столетия проходила в большой степени под знаком «идеального», во второй - успехи «реального» были более значительны. Выставка состоит из четырёх основных разделов, отражающих смену основных художественных направлений.

Романтизм. Наиболее значительное направление первой половины XIX века. Представлены основные жанры, раскрывающие стилистику направления – историческая картина, портрет, пейзаж.

В Риме в первой половине XIX века существовали колонии русских и немецких художников, оставивших наиболее значительный след в живописи двух стран.

Итальянское пенсионерство стало важным и наиболее плодотворным этапом в творчестве Ф. Матвеева, М. Лебедева, О. Кипренского, Сильв. Щедрина, А.А. Иванова, Ф. Бруни, К. Брюллова. В 1810 году в Риме обосновались назарейцы – немецкие художники «Братства Св. Луки», в том числе П. Корнелиус, А. Кох, братья Риппенхаузены, Ф. Фейт. Обновляя язык классицистической живописи, они искали синтез двух путей – «от Дюрера к натуре, от Рафаэля к идеалу» (Д.В.Сарабьянов). Истинным искусством они считали лишь то, которое вытекает из религии, заимствует у неё содержание и облекает в идеальные формы. На выставке представлены работы на евангельские сюжеты А. Иванова, Ф. Бруни, П. Басина и Й.Д. Пассавана, П. Корнелиуса. Автопортреты показывают, как видели себя немецкие и русские художники: О. Рунге и О. Кипренский; Ф. Овербек и А. Варнек.

Другой неизменной темой художников-романтиков была итальянская природа. В экспозицию включены идеальные ландшафты с архитектурными памятниками Ф. Матвеева и А. Коха, М. Лебедева и К.Ф. Шинкеля (в копии В. Альборна). Удивительную близость демонстрируют пленэристические искания в пейзажах Сильв. Щедрина и Й. Ребеля. Сложные смысловые параллели рождает сопоставление пейзажей Александра Иванова и Давида Каспара Фридриха.

Бидермайер – немецкий термин, обозначающий искусство, в котором на первый план выходят ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир «маленького» человека. Бидермайер существовал параллельно романтизму в первой половине XIX века. В немецкой школе бидермайер имеет чёткие хронологические рамки – 1815–1848 годы. Среди европейских школ именно в Германии и России он получил особое развитие.

На выставке представлены работы центральной фигуры «русского бидермайера» А.Г. Венецианова и его учеников, заложивших основу русской национального жанра и «интерьерной» картины.

Поразительную близость живописного решения группового портрета демонстрируют «Портрет Гертруды Эггены с детьми» (1850) кассельского художника И.Э. Иле и «Портрет семьи Турчаниновых» (1848) С.К. Зарянко. Семейные портреты вводят в идеальный мир семьи, рисуют сентиментальный образ размеренной домашней жизни. А сравнение «Портрета мальчика» (около 1840) И.Э. Иле и «Портрета сына» (около 1818) В.А. Тропинина скорее подчеркивает различия в художественном воплощении детского образа.

Утверждение К.Н.Батюшкова: «Пейзаж должен быть портрет!», – может рассматриваться как девиз пейзажистов периода бидермайера. Ему в полной мере соответствуют пейзажи берлинца Э.И.Ф. Гертнера и российского немца К.П.Бодри.

Реалистическое направление. Реалистическая живопись середины столетия была тесно связана с политическими событиями в истории государств. Анализируя социальные явления реальной жизни, художники искали выразительные средства, доступные и понятные массовому народному сознанию. Символом протеста против бесправия и тяжелейшего гнета, в котором находились рабочие, стала картина К.В. Хюбнера «Ткачи» (1844).

Сознательный выбор художниками тем, непосредственно отражающих быт, уклад повседневной жизни народа, в целом характерен как немецким, так и русским художникам. Социальные темы нашли воплощение в произведениях Л. Кнауса и В.Г. Перова, к ним обращались крупнейшие мастера реалистической живописи двух стран, А. Менцель и И. Репин.

Художники, откликаясь на важные политические события, исследуя явления обыденной жизни, стремились с максимальной точностью передать неповторимые черты природы родной страны, типы и характеры её обитателей. Наиболее распространённые жанровые темы в творчестве художников-реалистов – чтение (В. Лейбль), рукоделие (Х. Тома и К.Е. Маковский), музицирование (В.Г. Перов, В.Е. Маковский).

В середине столетия русские и немецкие художники часто встречались в Париже – художественном центре новой европейской культуры. Русские также стали активно посещать различные города Германии, но основным художественным центром, привлекавшим их внимание, был Дюссельдорф. В дюссельдорфской Академии поступательно развивались наиболее востребованные реалистические жанры – пейзаж и жанровая картина, особой славой среди русских пользовались мастерские братьев Андриса и Освальда Ахенбахов. В Дюссельдорфе побывали Г.Г. Мясоедов, В.Г. Шварц, В.Г. Перов. Длительное время там работали представленные на выставке И.И. Шишкин, Л.Л. Каменев, В.И. Якоби, Э.Г. Дюккер.

Символизм и модерн конца XIX – начала ХХ века. Рубеж веков демонстрирует разнообразие стилевых направлений: символизм, натурализм, импрессионизм, модерн. Рядом с мастерами старшего поколения, реалистами Менцелем и Репиным, работали символисты А.Бёклин и М.Врубель.

Местом интенсивного общения художников в этот период становится Мюнхен. Многие русские художники начинают показывать свои работы на выставках мюнхенского «Сецессиона». Среди них были представленные на выставке И. Репин, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин, И. Грабарь, И. Шишкин, М. Клодт, В. Верещагин.

Среди русских художников высоко ценились произведения ведущих представителей Мюнхенской школы – А. Бёклина, Ф. Ленбаха, Ф. Штука. В свою очередь русские живописцы становились известными немецкой публике. На Берлинской международной выставке 1896 года было представлено почти 50 русских художников. Немецкие собратья по цеху высоко ценили произведения Верещагина и Айвазовского.

Произведения живописцев конца века утрачивали сюжетность, что было важной составляющей живописи XIX столетия. Это наглядно демонстрирует сравнение работ двух ведущих мастеров импрессионизма – К. Коровина («Хозяйка», 1896, «Бумажные фонарики», 1898) и М. Либермана («Мужчина с попугаями», около 1902), «Дорога в школу в Эдаме», 1904). Они изысканно декоративны, наполнены чувством радости, у Либермана с более сильной живописной экспрессией, в которой просматриваются истоки новых художественных течений ХХ века.

И хотя выставка не затрагивает весь спектр многогранных взаимоотношений русской и немецкой живописи XIX века, она намечает основные, наиболее важные моменты их взаимосвязей в период расцвета национальных живописных школ.

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить