Чеканный шаг бородачей.

Кусая длинный ус…

В различные эпохи усы и бороды были считались символами силы, мужества и свободы. С другой стороны, во все времена в армии внешний военнослужащих подгонялся к некоему эталону. Постоянное противоречие между уставными требованиями и оригинальничанием модников с оружием в руках проявлялись не только в области формы одежды, но и в области растительности на лице.

В России особенно актуально встала эта проблема при Петре Первом. Как известно, параллельно шло создание регулярной армии по европейскому образцу и прививание европейского уклада жизни и внешнего вида. Все помнят о знаменитых боярских брадобритиях. Птенцы гнезда Петрова и примкнувшие к ним бояре сразу разделились на две неформальные партии: полностью бритые, большинство из которых составляли иностранцы и русские западники, и усачи, в большинстве русские.

Позиции усачей были сильнее: сам царь Петр Первый носил усы, которые торчали в стороны, как у кота. Генералиссимус А.Д.Меншиков слыл и франтом-усачом в российской армии: его тонкие аккуратные усики можно заметить только если приглядеться к старинным гравюрам. И генерал-фельдмаршал Б.П.Шереметев, главнокомандующий русскими силами в Полтавской баталии, тоже носил усы. Кстати, все трое усачей были друг за другом "мэтрами" Екатерины Первой.

А вот при Екатерине Второй и ее сыне Павле Первом, усы практически исчезают из русского воинства. Согласно тогдашним предписаниям лишь солдаты могли позволить себе небольшие усики, тогда как офицерам это было запрещено. Позднее Павел позволил сначала генералам легкой кавалерии, а затем прочим офицерским чинам улан и гусар носить усы.

К 1820 году усы снова в фаворе. Сохранился перечень предметов, которые должны быть при военном. В него входит и "банка фабренная", баночка с фаброй, блестящим средством из воска, черной краски и жира. Утром после умывания усы сильно фабрили и загибали перпендикулярно вверх, а на ночь выпрямляли. Особенно усердствовали в фабрении усов кавалергарды. Требование обязательного нафабривания усов было отменено только в конце XIX .

Среди высших чинов вошли в моду усы, торчащие вверх, отличавшие офицеров от солдат, носивших усы концами вниз.

С середины XIX века вслед за гражданской мужской модой и военная начинает отдавать предпочтение бородам.

В стороне от перипетий моды на усы остаются казаки. Усы были гордостью казаков во все времена, они не следовали европейской моде в ХУIII в. и остались верны своим традициям в XIX. Не случайно, Лесков в знаменитом "Левше" упоминает об усах лихого атамана Платова.

В Западной Европе кроме регулярной армии при королевских дворах имелись наемные солдаты, т.н. "ландскнехты". Внешность их была весьма экзотической. костюмы пестрели цветными заплатами, на лице красовались усы большого размера с пушистыми концами, дополнением могли быть бороды или бакенбарды, часто только с одной стороны(!).

В 1618- 1648 гг Франция прошла через тридцатилетнюю войну с Габсбургами. В центре событий стал талантливый полководец, участнаж Тридцатилетней войны Альбрехт Валенштейн (1583- 1654), Немецкая мода "а-ля Валенштейн" распространилась в армии, среди офицеров. Усы, аккуратные, хорошо подстриженные дополняли бородку, напоминавшую эспаньолку.

Во Франции начала XVII века среди гвардейцев кардинала и мушкетеров короля сначала Людовика ХII, а затем Людовика XVIII мода на yсы была ограничена. Их могли носить только офицеры. Усы остались привилегией отборных королевских отрядов. Позднее после реставрации монархии во Франции во французской армии стали возрождать аристократические традиции, но усы также разрешалось носить только офицерам.

В ХIХ в. военные подражали монархам, например, Францу Иосифу, бороде императора Наполеона III и воинственно торчавшим вверх усам Вильгельма II. В конце XIX и начале ХХ вв. в европейской армии форма усов зависни от возраста офицера, так молодые носили усы-"щеткой", пожилые - большие усы о подусниками, для этого на щеках оставляли щетину, которая вырастая соединялась с усами.

ХХ век - это время отмирания моды на бороды в армии. Начинался он с роскошных и весьма необычных усов и бород. Вспомните Гражданскую. Какие колоритные типы. Длинные подусники генерала Юденича и испаньолка Корнилова, козлиная борода Троцкого, сверх-усы Буденного и красного военачальника Яна Фабрициуса и небольшой оазис волос под носом среди безжизненной пустыни лица Котовского.

Со времени второй мировой ограничений на ношение усов и бород больше нет. Военные носят усы таких фасонов, какие им больше нравятся. Однако бороды вышли из военной моды развитых стран, хотя и сохраняют свои позиции в различных экзотических и горячих углах мира.

Это идут барбудо…

Повстанческая борьба на Кубе стала всплеском моды на бороды в армии. Барбудо по-испански - "бородачи". Так называли себя кубинские революционеры во главе с Фиделем Кастро. Советская легенда приписала им торжественную клятву не бриться до полной победы Мировой революции, но на самом деле, появление бород было вызвано бытовыми трудностями партизанской борьбы, что видно и из записок Че Гевары "Эпизоды революционной войны".

Их бороды были такие разные: от роскошной курчавой бородищи Камило Сьенфуэгоса до аккуратной бородки Рауля Кастро. Общее у них одно: бороды стали для "стиля" кубинской революции знаковым явлением.

Известно, что, понимая это, и, скорее, даже слишком зациклившись на бороде Фиделя, американцы обсуждали - уже после победы революции - план покушения на Кастро. предполагалось, что лидеру Острова Свободы подсыплют в пищу специальный порошок, от которого у него вылезут волосы на бороде, и Фидель потеряет свою харизму.

Но безусловно самой "культовой" бородой среди кубинских барбудос является боорода Че Гевары, канонизированная по всему миру в миллионах открыток, маек и постеров, ежегодно переиздающихся с самого дня его смерти.

Именно бороды кубинских революционеров, отсылающие вглубь веков к буйной растительности основоположников марксизма или, скажем, итальянцев Гарибальди. Как контрастировали они с дряблыми подбородками социалистической бюрократии! Те, кто жил в то время помнят визиты бородатого высокого красавца Фиделя, по три часа без бумажки выдававшего речи без бумажки. Бороды кубинских революционеров для моды ХХ века - то же, что бороды карбонариев для моды ХIX - символы романтической борьбы и опасности.

Ирина Сыромятникова(исторический экскурс), Арсений Загуляев (Куба)

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить