Электронная коммерция все больше завоевывает популярность и в мире, и в России. Интернет-магазины появляются как грибы после дождя, особенно этот процесс стал заметен нынешней осенью. У нас сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, Интернет-магазины есть, и много, а с другой - среди них очень мало действительно достойных внимания и ссылок.


     Пока в России Интернет-торговля по-прежнему находится в зачаточном состоянии. И причин этому несколько - небольшое количество Интернет пользователей; слабое доверие покупателей; завышенные цены в Интернет-магазинах; недостаточное количество платежных инструментов и т.д. Но, по моему мнению, главная причина заключается в том, что крупный бизнес пока не считает Интернет-торговлю, электронную коммерцию реальным направлением своего развития.


     Ранее Интернет воспринимался крупным бизнесом как удобная, но сугубо информационная среда. Тогда возникли и стали развиваться Интранет-, и Экстранет-системы как технологии построения соответственно внутренней и внешней информационной среды компании. Теперь ситуация изменилась и Интернет предлагается использовать в качечестве среды для ведения электронного бизнеса. Для этого в корпорациях внедряются методы электронного документооборота, объединяющие Интранет и Экстранет-системы в единую бизнес среду - корпоративный портал, который интегрирует все внутренние службы корпорации и обеспечивает мгновенный отклик на любые запросы извне.


     В России ситуация развивалась по-другому. Интранет-системы не получили большого распространения, что связано в первую очередь с очень слабой телекоммуникационной инфраструктурой. Еще хуже обстоит дело с Экстранет-системами. Я не знаю примеров внедрения серьезных Экстранет-систем в России. Связано это, по-видимому, с отсутствием доверительных отношений между бизнес партнерами, что обусловлено слабостью законодательной базы для обеспечения гарантий выполнения обязательств по сделкам.


     На фоне отсутствия в России серьезного опыта организации Интернет- и Экстранет-систем переход к корпоративным порталам как системам ведения электронного бизнеса крайне затруднен.


     Другим сдерживающим фактором быстрого и успешного развития электронного бизнеса в России является малое распространение систем управления производственной, торговой, финансовой деятельностью корпоративного уровня - ERP-систем.


     То есть отсутствует тот самый инфраструктурный уровень управления бизнесом, к которому необходимо осуществить привязку, как систем электронной коммерции, так и корпоративных порталов. В результате наиболее распространенной формой присутствия корпоративного бизнеса в Интернете стали так называемые Web-представительства.


     Они, конечно, не корпоративный портал и не полнофункциональный инструмент для электронного бизнеса, поскольку в них отсутствует интегрированность: во-первых, с EDMS-системами и, во-вторых, с ERP-системами. Web-представительства успешно решают маркетинговые и рекламные задачи, но они не обеспечивают реального сокращения затрат на поддержание бизнес процесса корпорации, т.е. не решают главной задачи - электронной коммерции и организации систем электронного ведения бизнеса.


      Интернет-магазин - это уже полноценная система электронного ведения бизнеса. Интернет-магазин может быть расположен в ряду из торговых магазинов или как отдельный ресурс. Интернет-магазин обладает большей по сравнению с Web-представительством возможностью обработки заказов благодаря обязательному наличию у него Back Office - закрытого входа. С его помощью менеджеры торговой компании управляют магазином. В отличие от Web-представительства, Интернет-магазин (хотя и то и другое внешне может выглядеть практически одинаково) самостоятельно занимается обработкой заказов, индивидуально работает с посетителями и потенциальными покупателями.


      Следующий этап - это переход компании к внедрению торговой Интернет-системы - системы, полностью интегрированной в существующий бизнес-процесс компании. Подобная интеграция и создание полнофункциональной системы представляет собой сложный ре-инжениринг, требующий определенных экономических инвестиций. Однако такая интеграция позволяет получить максимальный эффект от Интернет-торговли.
     Web-представительства разрабатывают Web-дизайн студии, которые могут профессионально решать задачи организации предоставления информации о компании в Интернет и Web-дизайн - оформления этой информации. Но в этих студиях нет профессионалов по организации корпоративных систем управления, ERP-систем, EDMS-систем. У них нет опыта внедрения сложных систем управления корпорацией, торгово-учетных систем корпоративного уровня, бухгал-терских и финансовых систем.
Как в России, так и за рубежом проектированием, разработкой и внедрением такого рода систем занимаются компании - системные интеграторы, консалтинговые компании. Поэтому для того, чтобы перейти от простых Web-представительств к полнофункциональным системам электронной коммерции и системам электронного ведения бизнеса, корпоративным заказчикам следует воспользоваться услугами компаний, профессионально занимающихся проектированием и внедрением такого рода систем.

Материал был представлен на конференции "Российский парфюмерно-косметический рынок: взгляд в XXI век"

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить