Художник и нарциссизм
Древний миф о Нарциссе, увидевшем своё отражение в воде, влюбившемся в него и в конце-концов умершем от зачарованной любви к себе, - излюбленный сюжет произведений изобразительного искусства, балета, кинематографа. Внимание к разным аспектам нарциссического поведения связано с тем, что оно рассеяно и в современной жизни, время от времени оказывается свойственно каждому из нас. Любование собой, сопряженное с умением видеть себя со стороны, позволяет художнику (как, впрочем, и любому человеку) "дооформлять" свой имидж в соответствии с собственными вкусами и ожиданиями аудитории.
"Знание, что на тебя смотрят" - оказывается сильным дальнейшим стимулом самого творчества, и, пожалуй, не только художественного. В кинофильме по пьесе Т.Уильямса "Сладкоголосая птица юности" героиня Элизабет Тейлор, стареющая актриса, почти смирившаяся с профессиональной исчерпанностью и оттого предающаяся головокружительным утехам с крепким молодым массажистом, - вдруг, в одну секунду решает порушить так удачно сложившийся союз, бросить всё и рвануть в другой конец страны на студию.
Поводом послужила мимолётная весть старой подруги о том, что "в Голливуде о тебе вновь говорят"... Забрезжила возможность снова выйти на подмостки, ощутить на себе всеобщее внимание - и героиня резко меняет жизнь. Дело здесь, пожалуй, не просто в чрезмерном честолюбии. (Хотя героиня Э.Тейлор в ответ на недоумение своего спутника, растягивая удовольствие хищно отвечает: "Мой мальчик... а разве ты не знал - настоящие звезды так быстро не гаснут.. Они очень тщеславны...!").
Вместе с тем, признаем - для обычного человека нет ничего более искусственного, чем публично делиться интимными переживаниями, стремиться заразить ими незнакомых людей, выходить на подмостки и свершать публичное самообнажение. Одна мысль об этом способна повергнуть обычного человека в дискомфорт и смятение. Не исключение здесь и актер: далеко не каждый выдерживает внешнюю нарочитость акта демонстрации себя и своих возможностей выражения, особенно остро переживаемую в момент появления перед бездной зрительного зала. Если в первые секунды вышедший на всеобщее обозрение не оцепенел и не сбежал со сцены от осознания этого ужаса, ему остается единственный вариант – своим поведением на сцене удержать внимание публики, найти приемы управления ею, заражения нужным эмоциональным накалом и т.п.
Может быть, вообще, выступать в качестве объекта наблюдения для человека - вожделенно и сладко? Такого рода объяснения, полагаю, нельзя сбрасывать со счетов. Всем хорошо известна простая лирическая восточная песня с такими словами: «В Намангане яблоки зреют ароматные / На меня не смотришь ты - неприятно мне». В детстве слышавший этот текст, я никак не мог понять, отчего девушка негодует - ведь юноша ей никоим образом не досаждает?… Как сейчас понятно, именно в этом и кроется причина обиды. Быть предоставленным самому себе - для большинства означает испытывать дискомфорт. Человек нуждается в стороннем участливом и понимающем взгляде. Девушка из песни жаждет внимания; желание быть привлекательным в собственном представлении и в представлении других - во многом общечеловеческое качество. И хотя издавна известна поговорка «Не надо смотреться в чужие зеркала» (то есть главный критерий полноценной личности - самоуважение, незыблемость внутренних принципов, глас собственной совести), тем не менее человек зачастую оказывается зависим от «чужих зеркал». В кругу почитаемых им людей всегда есть такие, чья оценка и восприятие его собственной личности для него небезразличны, вызывают особое отношение и переживание.
У актера переживание внимания публики одновременно сопровождается ощущением власти над нею в этот момент. Наслаждение интересом к себе это предполагает: актер должен и сам насладиться ощущением того, что в этот момент он может делать с этой публикой всё, что захочет. Сколько угодно, скажем, может держать в напряжении зал, не произнося ничего. Умение держать паузу – великое испытание для любого актера. Выдающийся актер XIX века Василий Живокини, например, мог добиваться абсолютного внимания, затаенного дыхания зала даже в моменты, когда по мизансцен он вынужден был проигрывать смысловые акценты спектакля, стоя спиной к залу - предельно трудный, почти невозможный для рядового актера прием!. Как свидетельствуют современники - и в таком положении ощущалась сильная энергия, исходящая от Живокини. И в то же время - парадокс: в этой своей ориентированности на чужое восприятие актеры могут быть удивительно беззащитны, зависимы, нередко с волнением они ждут подтверждения своих умений со стороны – от критики, от коллег, от руководства театра и т.д. Крайняя форма подобной неуверенности и жизненной инфантильности проявляется в такой зыбкой позиции: «я могу полюбить лишь того, кто прежде сам полюбит меня».
Олег Кривцун
Продолжение -завтра...
Отзывы : 0