Вы замечали, как часто в романсах упоминаются шали и платки? "На прощанье шаль с каймою ты на мне узлом стяни, как концы ее с тобою мы сходились в эти дни"… "В этой шали я с ним повстречалась"… "Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч"… Поэты и певцы прочно утвердили эту деталь женского туалета в роли романтического атрибута.

      И действительно, различные шарфы, шали косынки вносят в женский костюм дополнительное своеобразие и изящество. С их помощью можно подчеркнуть хорошую осанку, легкость движений …и даже создать иллюзию девической скромности. Недаром его так любили наши предки. Обратимся к истории этого аксессуара.

      В 18 веке были в моде большие газовые и кисейные косынки. Их концы завязывали под край выреза корсажа, создавая впечатление необходимого для красавицы того времени высокого бюста.

      На рубеже 18-19 веков вошли в моду большие кашмирские шали. Они изготовлялись в Кашмире (Индия) с 15 века из тонкой шерсти тибетских коз. В Европу первую такую шаль привез Наполеон Бонапарт в подарок своей любовнице Жозефине по возвращении из египетского военного похода. Эта деталь прекрасно дополняла носимые в то время платья с завышенной талией в стиле ампир. Надо думать, что не только изумительные красота и мягкость способствовали росту популярности этих шалей, но и то, что ампирные туалеты были, при всей их привлекательной легкости и прозрачности, очень холодными. А климат Парижа все-таки несколько отличался от климата Древней Греции, подражая жительницам которой француженки носили эти "псевдотуники". Врачи умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за нее от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить проблему проще и стали греться с помощью новинки – теплых шалей. На многих портретах того времени можно видеть этот новый предмет роскоши.

      В России шали сначала привозили из-за границы, а затем стали делать и у себя. Среди русских шарфов и шалей выделялись так называемые Колокольцевкские. Особенностью этих изделий было то, что они ткались "на оба лица", то есть без изнанки, и делались из тонко спряженного козьего пуха. Эта техника была абсолютно уникальна. Сейчас несколько колокольцевских шалей хранится в крупных музеях, например в Эрмитаже.

      В начале 1820 годов модные журналы рекомендуют клетчатые "шотландские" кашемировые шали и черные шали с цветной каймой. В 30-е годы 19 века к бальным туалетам полагались шарфы из прозрачных тканей, затканных золотым или серебряным узором, а также мантильи из черного кружева.

      В то время как дамы из высшего общества украшали себя невесомыми шарфами-"паутинками", женщины из народа обязаны были прятать волосы под плотными "платами" (прекрасно изображенными во всем своем разнообразии на картине Сурикова "Боярыня Морозова"), позже трансформировавшимися в более тонкие и удобные ситцевые платки. Для небогатых крестьянок платок был, наряду с дешевыми бусами и тесьмой, одной из немногих возможностей, расцветить и украсить свой скромный наряд. Поэтому цвета ценились яркие: розовый, желтый, голубой. Зимой, с овчинным полушубком, носили темные платки, при наличии денег – и шали. В особенности они были популярны в купеческой среде. “Богатая” шаль - непременное дополнение наряда купчихи на картинах Кустодиева, Малевича, Маковского.

      Ну а теперь перенесемся из 19 века в наше время. Как и сто с лишним лет назад, в подмосковном Павловском Посаде производятся знаменитые русские платки и шали. Традиционный сувенир, привозимый туристами из России, - расписная шаль. Чаще всего художники используют черный, темно-красный и кремовый фон, но если брать не у перекупщиков, а на фабрике, то есть вероятность приобрести ярко-синюю или вишневую модель. Орнамент, как правило, растительный: розы, георгины, ромашки незабудки и сочная зелень листьев. Края отделываются бахромой. Национальный колорит этих шалей весьма оживляет черные и серые краски зимней одежды.

      Что же касается платка, то его считают “своим” приверженцы разных стилей. Шелковый платок - каре - непременный атрибут успешной деловой женщины. Выставка таких платков фирмы “Hermes” проходила, ни много ни мало, - в Кремле! Стоят они дорого, но, как говорится, они того стоят.

      А самые озорные варианты платочков носили в 50-е годы с приталенными кофточками и широкими “диоровскими” юбками. В культовой комедии того времени “Римские каникулы” с суперпопулярным Грегори Пеком и Одри Хепберн превращение главной героини из скромницы-принцессы в раскованную девчонку знаменуется тем, что девушка делает стрижку, закатывает рукава белой блузки и... повязывает на шею крошечный игривый платочек.

      Елена Ефремова

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить