Когда мода еще играла в куклы

Как распространялись модные идеи, когда люди еще не знали интернета, телевидения и даже ни одного журнала?

Обмен модными идеями шел в нескольких направлениях. Во-первых, это распространение новых фасонов, моделей, стиля жизни от верхов к низам в одном и том же городе, районе, стране. Во-вторых, перенимание идей у других народов.

Дворам критских царей или египетских фараонов, Соломона или владык Вавилона - одеждам знати старались подражать везде. Копировать насколько это было возможно - ведь купец или ремесленник, одевавшиеся не по чину, могли быть схвачены и казнены.

В Риме законодателем моды также считался императорский двор. Историки сохранили порой ироничные описания нарядов Калигулы, Нерона, Отона и Гелиогабала. Влияние на моду оказывали и властители более раннего времени, не столь изнеженные роскошью, например, Гай Юлий Цезарь и Октавиан Август.

Мода становилась более скромной или более изощренной в зависимости от вкусов повелителя. Так было и в Средневековье, и в эпоху Ренессанса, и много позже. Хороший пример, конец царствования Людовика XIV, когда король и его морганатическая супруга мадам де Ментенон стали очень религиозны. Двор также становится аскетичен. Но с какой силой он начинает отдаваться удовольствиям после смерти "Короля Солнца", в эпоху Регентства!

Вкусы далеко не всегда определял лично император. Часто придворные старались подражать фаворитам и вольноотпущенникам цезаря или августы. Точно так же, как позже во Франции копировали, скажем, мадам Помадур.

От народа к народу мода переносилась несколькими путями. Во-первых, свою роль играли завоевания. Конечно, лучший пример - это походы Александра: Смешение греческой, ближневосточной, азиатской одежды в одном "котле". Сюда ж подойдут римские завоевания, создание арабского халифата или Османской империи. Крестовые походы, конечно. Будь-то эллинистический мир, pax romana или Блистательная Порта - создание крупных империй улучшало возможности для торговли и обмена вкусами и идеями.

Важное влияние на европейскую моду оказало варварское разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году, когда "пилигримы" привезли домой богатейшую добычу, в том числе несметное число тканей и одежд. "Крестоносцы рассеялись по городу и захватили столь замечательную добычу, что нельзя сказать, сколько они набрали золота, серебра, …, бархату и других шелковых тканей, отборных мехов куницы, пеструшки, песца и горностая", - пишет один из хронистов. Другой вторит ему: "С тех пор, как стоит свет, никогда не было взято столько добычи ни в одном завоеванном городе".

Помимо завоеваний, торговля всегда меняла моду. В поздней античности Александрия в Египте и Антиохия в Сирии всегда были альтернативными Риму центрами роскоши и изящества. В сегодняшних реалиях они были как бы Нью-Йорком и Миланом по отношению к Парижу.

После гибели империи, римские традиции перенеслись на берега Босфора. В средневековье Константинополь устанавливал законы европейской моды. Мода шла как из столицы в иностранные государства непосредственно, так и через византийские владения (экзархаты) в Италии, пока те не были потеряны.

Второй Рим неизменно поражал не только роскошью, но и утонченностью нарядов. Хотя некоторые западные путешественники и оставляли в своих заметках ядовитые комментарии о помешанных на своем внешнем виде греках и об абсурдной пышности приемов у императора. С XII века проводниками византийской моды становятся венецианские, а позже генуэзские купцы.

Если говорить об арабском Востоке, то важно не забывать о мавританском влиянии из Испании и, конечно же, о последствиях Крестовых походов.

Невольными распространителями моды в средние века были и переезжавшие из города в город в ремесленники, труппы актеров, студенты. Эти "кочевники" охотно воспринимали новшества в области костюма, причесок, головных уборов, за что в родных местах подвергались насмешкам и даже наказаниям.

История знает много примеров посольств, важных для развития моды. Каждое посольство становилось событием, народ мог созерцать на улицах процессии в диковинных нарядах, некоторые черты которых позже копировались модницами и модниками. С другой стороны, знать принимающей стороны старалась поразить прибывших роскошью, что также рождало новые стили.

В Риме и Армении надолго запомнили приемы армянских царей императорами Калигулой и Нероном. В 1437-1443 гг. итальянцы с восторгом отмечали пышность облачений императора Византии Иоанна Палеолога, побывавшего на Церковном соборе в Ферраре и Флоренции. Нет нужды говорить о том, как повлияло на изменения в русской моде и жизни Великое посольство 1699 года, с которым в Европе побывал государь Петр I.

Замечательные свидетельства остались и о приеме персидского посла Мухаммеда Реза-Бега Людовиком XIV в 1715 г. По этому случаю король приказал придворным надеть все имеющиеся у них драгоценности и сам был буквально покрыт жемчугом и бриллиантами.

Дипломатический протокол подразумевает обмен подарками. Дорогие ткани, меха и одежды часто оказывались среди них, становясь образцами для местных мастеров. Для русского двора XVI-XVII вв. посольские подарки были важным каналом приобщения к европейской культуре.

Если прием делегаций был все же событием единичным, династический брак надолго менял стиль жизни. Византийские манеры стали популярны в Европе XI века после брака императора Священной римской империи Оттона II с константинопольской царевной. И, напротив, императоры Византии Иоанн Комнин и его сын Мануил, женатые на "латинских" принцессах, перенимали западные обычаи. Женитьба русских великих князей на греческих царевнах сказывалась на придворной жизни в Древней Руси.

Во всех случаях мы считали, что мода изменялась либо под воздействием образцов одежды, либо мастеров, менявших свое место жительство. Однако и "неносибельные" модели, заменители, по которым можно было судить о моде, всегда существовали.

Так в Древнем Риме на рыночной площади выставляли небольшие глиняные куколки, так называемые "фигурнины". Их лепили, соблюдая все нюансы моды, и расписывали "актуальными" цветами.

В эпоху Возрождения модные костюмы распространялись при помощи портретов, которые перевозили из одного города в другой.

Смышленый ремесленник-итальянец сделал деревянную куклу и одел eе в лоскутное платье. С этого времени одежду стали показывать на манекенах (так ремесленник назвал свое деревянное чучелко - "Маничино"). Манекены вскоре перекочевали в Голландию, Бельгию и Францию. Их делали из ивовых прутьев, проволоки. Хотя есть сведения, что манекены появились значительно раньше. некоторые исследователи прослеживают их историю до Древнего Египта.

В 1642 году Bo Франции были сделаны две куклы, наряженные в самые модные одежды: одна - в парадную. другая - в домашнюю. Куклы были "большая пандора" и "малая пандора". в честь мифической пандоры, которую олимпийские боги сделали в виде необычайно красивой куклы. Делались они из воска и других материалов. Пандорам шили полноценные гардеробы, отличавшиеся лишь малыми размерами, но сохранявшими пропорции, особенности кроя и детали отделки. Пандоры просуществовали более 150 лет. Есть сведения, что уже при Наполеоне, их распространению пытались препятствовать, потому что в их нарядах прятали шпионские донесения и карты военных действий. Но не Бонапарт повинен в том, что пандоры канули в лету. Еще в 1679 году их судьба была предрешена. тогда во франции появился первый журнал мод "Меркюр де галант". Началась новая эпоха моды…

Ирина Сыромятникова

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить