Ламанова
Имя Надежды Петровны Ламановой в годы советской власти незаслуженно замалчивали. Однако все равно оно было хорошо известно и почитаемо профессионалами мира моды и театра.
Надежда Петровна родилась 14 декабря 1861г. в деревне Путилове Нижегородской губернии. Глава семьи Петр Михайлович Ламанов принадлежал к потомственным дворянам. Избрал он военную карьеру и к 1860 году служил в чине полковника. Однако семья жила небогато, а в 1880-х годах из-за долгов старшего брата отца оказалась на грани разорения
Надя успешно успешно закончила гимназию, но после сметри родителей была вынуждена зарабатывать на жизнь, чтобы прокормить трех младших сестер. Почти как в чеховской пьесе, она решает ехать в Москву.
В "сердце земли русской" она, как и множество других отпрысков обедневших провинциальных семейств, пытается пробиться. С 1881 по 1883 годы она успешно обучалась в Московской школе кройки О.A. Сабуровой. После двухлетнего обучения Надя переходит на работу "по найму" моделистом в мастерскую Войткевич. Мастерская пользовалась большой популярностью. Заказов было много, в том числе от богатых буржуа и представителей аристократии.
Природный вкус, умение быстро работать с материалом, позволили Надежде всего за год стать ведущей мастерицей. Еще через год, за год добиться места ведущей мастерицы. В 24 года Ламанова стала хозяйкой собственной мастерской на Большой Дмитровке. Она нанимает швей высшей квалификации и лично делает наколку на моделях, намечая основы кроя и декора. Ламанова почти не делала зарисовок, поэтому и сохранилось так мало эскизов ее моделей.
Заказчики отмечали необычайный контраст между доброй и предупредительной в частном обиходе Надеждой Петровной и жестким профессионалом во время создания платья. Она сама определяла фасон, конструкцию платья, детали отделки и цветовую гамму, считая примарки актом творческим. Часто примерки длилась несколько часов, что доводило клиенток чуть ли не до обмороков.
А клиентки были из хороших родовитых семей, либо из хороших семей со старыми - по российским меркам - деньгами. Уже в 1890-е годы на вывеске мастерской Ламановой появляется: "Поставщик Двора Ея Императорского Величества". Ламанова не намерена останавливаться на Москве. Она едет во Францию набираться опыта у ведущих кутюрье Парижа. Там она подружилась с великим Полем Пуаре. При этом многие отмечали, что модели костюмов Надежды Петровны по своему виду выполнены как модели будущего, считали, что Ламанова мыслит впереди европейской моды»
В 1900-е несмотря на столь разные системы координат жизни Двора, кругов промышленных и финансовых "тузов" и культурной элиты, Ламанова приобретает клиентов среди них всех. В 1902г. в Таврическом дворце Петербурга прошла выставка "Первая Международная выставка исторических и современных костюмов", в которой Ламанова приняла участие и получила большое, как бы сказали сейчас "паблисити".
Ее портрет написал Валентин Серов. Это было показателем определенного статуса. Хранился портрет в семье скульптора Вера Мухиной. Художник сумел передать характер Hадежды Петровны, ее умное, привлекательное лицо. Многие считают сравнивают портрет Н.П. Ламановой со знаменитым серовским портретом Ермоловой.
Ламанова и Художественный Театр
С первого года нового века Ламанова работает с Художественным театром. Станиславский весьма ценил Ламанову как тонкого художника по костюму. В костюмерной мастерской театра Ламанова проработала 40 лет до окончания своего жизненного пути Много позже, в 1933 году, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова напишет ей слова благодарности после возобновления спектакля "У жизни в ладах* (19ЗЗг), восхищенная костюмом для своей роли: "Обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли". А почти за 30 лет до этого письма Ламанова делала для Книппер-Чеховой не менее роскошный туалет для роли Раневской в постановке "Вишневого сада ".
Любимой клиенткой Надежды Петровны была актриса А.Хохлова. Ламанова умело подчеркивала комедийную манеру исполнения ролей актрисой, выразительную острую мимику. При работе с тканью Ламанова умело сочетала внутренний характер и внешность, объединяя их в единый образ. Другой любимицей модельера была красавица актриса МХТ Лидия Михайловна Коренева. Все туалеты Кореневой били элегантны,.модны и современны. Пo тому,что носила Л. Коренева можно было судить о моде - она стала примером для подражания, под нее заказывали туалеты московские модницы. Так знаменитая Ольга Глебова-Судейкина пизала своей подруге в Петербург: " У нас тут новая мода, Будешь на выставке - посмотри, как одета Корвнвза. Теперь вое так стараются одеваться именно так.". Лидия Михайловна имела прекрасную фигуру и вплоть до своей смерти в 1985 году в возрасте 97 лет выглядела всегда импозантно.
И.Сыромятникова
Продолжение рассказа о жизни Н.П. Ламановой - в следующий четверг.
Отзывы : 0