Длинные густые волосы ценились во все времена наравне с драгоценными камнями и ароматическими средствами. Темные, густые и длинные от природы волосы красавиц Индии в поэмах и стихах сравнивали с темными ночами, которые опускались на землю, принося прохладу и покой после знойного дня. Большинство причесок представляло собой жгуты или заплетенные в косы волосы, свергнутые и уложенные объемными петлями. Часто эти петли были похожи на змей: кобру или удава-нага, свернувшегося в узел.

      Змеи в Индии причислялись и священным существам, поэтому не каждая могла носить подобную прическу, только "чистые душой и покорные Богам женщины". Часто сооружали высокие прически наподобие индийских храмов, а потом их окуривали ароматическим дымком сандалового дерева. Для того чтобы волосы блестели, их обильно смазывали пальмовым маслом или иногда заменяли его на масло из бенгальской розы или жасмина.

      Если женщины возводили замысловатые прически на своей голове, то девушкам разрешалось носить косы, распущенные по спине или длинные "хвосты" пропущенные в бамбуковые футляры. Баядеркам, храмовым танцовщицам разрешалось завивать волосы в локоны, украшать голову венками и листьями. На первый взгляд европейцам кажется, что прически женщин Индии просты и однотипны, но это не так, просто индийцы видят разнообразие не только в перемене силуэта, формы причесок, но и в многообразии укладов, плетения или декорирования волос.

      Благодаря произведениям японских живописцев, мы можем любоваться изящными сложными прическами японок. Настоящим певцом женской красоты считают Китагава Утамаро (1753- 1806), который создал серию женских портретов в гравюрах. Самые известные его циклы: "Десять женских портретов", "Дни и часы женщин", "Большие головы".

      Обладая от природы густыми темными волосами, японские женщины на протяжении веков никогда не изменяли природного цвета, только знатные дамы на праздники посыпали прически сверху блестящим порошком с фиолетовым отливом. Процесс причесывания длился часами, длинные волосы накручивали на бархатные валики, закрепляли на картонных каркасах и фиксировали на гребнях с высокими спинками. Узлы, валики, петли смазывали растопленным маслом или яичным белком, для того чтобы волосы не рассыпались. Такие прически делали не каждый день, для сохранения прически на ночь голову клади на деревянную скамеечку с углублением для шеи, чтобы прическа оставалась на весу. Завивать волосы запрещалось.

      Особенно тщательно ухаживали за своими прическами красавицы гейши. В совершенстве владевшие искусством очарования, они не только умели красиво наряжаться, но и причесываться. Прически их были высокими, при этом ворот кимоно сзади немного отходил от тела, открывая изящный изгиб шеи. Девушки могли распускать свои волосы по спине, перевязывая их цветными шелковыми лентами.

      С древних времен ходили легенды о красоте таитянских женщин. На знаменитых полотнах французского живописца Гогена изображены островитянки женственные и пленительные. Волосы убраны в прически, украшены цветами, но особым украшением считали узкий гребень из панциря черепахи или дерева. По количеству гребней можно было определить достаток обладательницы. Пять гребней имела право носить только королева. Существовал танец, при движениях которого танцовщица плавным движением рук вынимала гребень из прически, и волосы, туго скрученные в узел, мягкой волной рассыпались и сколь или по миниатюрному телу до щиколоток.

      Русским девушкам до замужества было разрежено носить распущенные волосы или заплетать их в одну косу, украшая на конце лентой или берестяной дощечкой "косником" (или "накосником"). После замужества девичью косу расплетали и укладывали в прическу типа короны вокруг головы. Согласно строгим русским обрядам женщины не должны были показывать волосы мужчинам в доме кроме своего мужа. Даже на своей (женской) половине дома она должна была надевать платок, повойник или шапочку, убирая волосы. По приданию именно из-за этого произошла ссора царя Ивана Грозного со старшим сыном Иваном. Жена царевича Ивана вышла на мужскую половину дома без головного убора, "простоволосой". Царь Иван Грозный разозлился и ударил посохом своего старшего сына Ивана, вступившегося за молодую жену. Во время выбора невесты для царя предпочтение отдавали девушкам, у которых коса была толще и длиннее. Особенно ценили русые волосы. Существовало много заговоров, заповедей, которые предостерегали от " бабы, которая светит своими волосами", вот один из них: "Спаси мня от колдуна и от девки гладковолосой и от бабы простоволосой". На протяжение веков в России женщины довольно долго носили длинные волосы, и только в конце XIX - начале ХХ в. распространилась стрижка.

И.С.Сыромятникова, наш консультант, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк моды по прическам.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить