Николай Максимович Сорокин

Трудно представить,что можно проработать на одном месте семьде¬сят лет,но это так. Николай Максимович Сорокин никогда не жалел о том, что посвятил свою долгую жизнь служению Малому театру в качестве художника- гримера. Он был зачислен в гримерный цех театра в I892 г., а уволен в 1966 г.

Николай Максимович родился в селе Петровское, Черкизовского уезда, недалеко от Москвы в 1878 году. С детства у мальчика проявилась любовь к природе, он мог часами наблюдать за птицами в небе, рассматривал цветы в лесу и в поле. Любил он слушать и народные песни, когда по вечерам дня селяне собирались на завалинках.

В 1892г. четырнадцатилетнего мальчугана Николку отвезли в город Москву и определили учеником в гримерный цех Малого театра. Мальчик начинал с низов: подметал пол, выносил мусор, чистил инструменты, приборы. Первой его работой по спектаклю была разносить и раскладывать на гримерные столы бороды и усы статистам; принимавшим участив в массовых сценах. Старшие мастера за¬метили ,что Николай старается подражать им в завивке и стрижке волос. Они стали доверять ему надевать парики, гримировать эпизодические роли.

Работники гримерного цеха иногда ходили гримировать артистов в Большой театр, когда в операх было занято много народа. Николай все гримы выполнял прилежно, умел аккуратно надеть парик, наклеить на лщо ресницы, брови, бороду или усы. Его художественный вкус проявлялся особенно в женских прическах. Никто лучше его не мог подобрать прическу к лицу актрисы, заколоть локон, прик¬репить гребень или украшение.

Юноша постоянно учился у старших мастеров, в свободное время наблюдал через стекло парикмахерской на Кузнецком мосту за работой первоклассных парикмахеров.

Охотно Николай Максимович посещал музеи, выставки, особенно любил Третьяковскую галерею, мог часам простаивать перед полотнами таких мастеров как Репин, Кустодиев, Поленов, Коровин, Врубель,Серов, Левитан.

Особый интерес вызывали у него портреты красавиц художника Пет¬ра Соколова. Под впечатлением увиденного он делал дома зарисовки причесок. Рисовать Николай любил с детства, но с годами он понял, что рисунок может помочь ему при подготовке к спектаклю.

Работа с волосами требовала определенной сноровки, надо было внимательно оттягивать волосяные пряди по длине, цветам. Много часов проводил он за шитьем париков и овладел этой работой совершенстве.

В молчаливом юноше таился строптивый характер, он умел постоять за себя. Иногда примерка парика или подбор прически для готовящегося спектакля заканчивалась потасовкой, когда рассерженный актер норовил потаскать за вихор несговорчивого молодого подмастерья. Но несмотря на ругань, Николай всеми силами отстаивал свое видение и в итоге часто оказывался прав.

Видя старание молодого человека, дирекция Императорского Малого театра определила Сорокина на курсы при Малом театре. Грим препода¬вал К. Шиловский- Лошивский, работавший в Московском императорском драматическом училище и написавший руководство по гриму для начинающих актеров, в котором серьезное внимание было уделено изу¬чению анатомического строения лица, физиогномике.

Полученные знания Николай применял, работая с артистами. За время обучения он усвоил главное, что гримерные краски наносят на лицо тонко, не следует пере¬гружать лицо лишними линиями. Он старался передать внешность через изучение характера, внутреннего мира сценического персонажа.

Природная одаренность, наблюдательность, художественный вкус постоянно проявлялись в его работе по гриму, постижу, прическах. Он был строгим судьей актерских работ, поэтому после очередной премьеры актеры и актрисы спешили в гримерный цех Малого театра, чтобы услышать мнение Николая о своей игре

Мастер никогда не лукавил, не льстил, умел обстоятельно, немногословно охарактеризовать главное, сказать и об актерских находках, и тактично напомнить о недостатках.

С годами Николай Максимович Сорокин стал не только Мастером, но и другом многих работников Малого театра. В 1928г. ему было присвоено звание "Мастер сцены", а в те времена других званий для работников постановочных цехов не было.

В 1928г. с большим успехом в Малом театре прошел юбилейный спектакль " Сестры Кедровы", в котором были заняты ведущие артисты. Им было отмечено 35-летие работы Николая Максимовича Сорокина в Малом театре. Работал на спектакле мастер с юношеским задором, хотя он и разменял свой полувековой юбилей.

В приветственном слове Евдокия Дмитриевна Турчанинова подчеркнула широкую образованность Н.М. Сорокина, его воспитанность, огромный юмор.

В 1938г. за успешную работу Н.М, Сорокин был награжден орденом Трудового красного знамени, а в 1949 – орденом «Знак почета». Талантливый мастер имел много медалей, среди которых " За доблестный труд", "Ветеран труда".

Н.М. Сорокин совмещал работу в Малом театре с преподаванием в училище при Малом театре, а также в ТХТУ. В 1931г. в Москве было открыто по инициативе молодежи Большого театра Театральное худо¬жественно- техническое училище, которое готовило кадры для постановочных цехов театра и киностудий. Сорокин был требовательным педагогом по гриму, любил и выделял способных учащихся, среди которых были юноши и девушки, мечтавшие о работе в театре. Последним его выпуском 1943- 1946гг.

Он умел привить любовь к выбранной профессии, много рассказывал учащимся о своей работе с мастерами «Великого немого»: Иваном Мозжухиным, Игорем Ильинским, Анатолием Кторовым, красавицами Верой Холодной, Верой Малиновской, Ольгой Жизне¬вой. Юлией Солнцевой.

К сожалению, прошло много времени и сейчас трудно найти людей, которые бы могли что либо рассказать о талантливом самородке. Старейшая актриса Малого театра Татьяна Петровна Панкова любезно согласилась поделиться о Сорокине своими воспоминаниями. Она говорила о "Николаше" с восторгом, применяя самые лестные выражения, сравнения, эпитеты в превосходной форме.

«Я некрасивая, - говорит Татьяна Петровна, - но на выпускном спек такле в драматическом училище Николаша так загримировал и причесал меня в роли Раневской в спектакле " Вишневый сад" А.П. Чехова, что зрители в зале поверили, что моя героиня могла быть предметом воздыхания многих кавалеров."

«Уже в преклонные годы он гримировал меня на моем юбилейном творческом вечере, годы не повлияли на его мастерство, грим на моем ли¬це был превосходным".

Актриса отмечает, что в поисках грима сценических персонажей у Н.Сорокина была своя уникальная манера. Например, он приходил к актерам занятым в будущей спектакле и спрашивал о том, что они ели на завтрак , что любили покупать, в какие магазины ходили, как отдыха¬ли, во что одевались, что читали сценические парсонажи.

"Мы хором кричали то одно ,то другое, всем было смешно и весело"-продолжает актриса Т.П. Панкова.

Николай Максимович был скромен, жил в общежитии при Малом театре, а затем в одной комнатке в коммунальной квартире на Петровке. Народа было много, вечером возвратившись с работы, долго не могли придти в себя после очередного спектакля. Николай Максимович был женат, но о своей личной жизни не любил распространяться. Он был добр и внимателен к своим соседям, чтобы не было слышно стука каблучков, он всем купил удобные мягкие тапочки и подарил каждому.

В комнате не было дорогих вещей,но были ценные дорогие книги, среди них Вейс " Внешний быт народов", Готенрот " История внешней культуры". Сорокин много личных вещей, инструментов, принадлежностей гримера и постижера подарил гримерному отделению. Прошло много десятилетий, но память о Н.М. Сорокине жива. Ирина Сыромятникова

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить