Тема «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» 2004 года необычна и непроста для художественного и музыкального воплощения.

Выставка "Пикассо: Отражения – Метаморфозы» могла бы также называться "Пикассо: диалоги с прошлым" – речь идет об интерпретации великим испанским художником тех или иных художественных традиций или конкретных произведений его предшественников.

В первом разделе выставки – «Пикассо и африканская скульптура» на примере нескольких гуашей мастера 1908 года, сопоставленных с африканскими статуэтками, показана роль "негритянского" искусства в сложении изобразительного языка раннего кубизма. Вторая тема – «Пикассо и античность» (интерпретация образов, мотивов и стиля античного искусства) – решается преимущественно на материале двух графических серий художника: знаменитых иллюстрациях к "Метаморфозам" Овидия (30 офортов) и так называемой "Сюите Воллара" (экспонируются 30 гравюр из 100 композиций, составляющих этот цикл). В третьем разделе – «Пикассо и европейские мастера XVI–XIX веков» будут показаны произведения живописи, рисунки и эстампы Пикассо, вдохновленные картинами Кранаха Старшего (Давид и Вирсавия), Веласкеса (Менины), Пуссена (Похищение Сабинянок), Давида (Сабинянки), Делакруа (Алжирские женщины), Мане (Завтрак на траве).

Экспонаты предоставляются Музеем Пикассо в Париже, Музеем Пикассо в Барселоне, Национальным музеем современного искусства (Париж) и Государственной галереей в Штутгарте. "Старые мастера" символически представлены портретом Инфанты Маргариты Веласкеса - жемчужиной собрания венского Музея истории искусства.

В музыкальной программе фестиваля тема «отражения-метаморфозы», или «диалоги-метаморфозы», дана в нескольких аспектах.

Можно обнаружить родство и отличие форм и жанров (партиты, сонаты, фантазии), найти «диалоги-метаморфозы» внутри определенной музыкальной формы или конкретного жанра: так, мы услышим «метаморфозу»-превращение четырехголосного мотета Жоскена Депре «In principio erat verbum" в струнный квартет, который прозвучит в окружении сочинений Бетховена – квартетного классика, Мориса Равеля, композитора XX века, и ныне живущего автора Дьёрдя Куртага. Представлены метаморфозы известнейших тем классической музыки – 6-го Бранденбургского концерта И.С.Баха в творчестве Г. Корчмара, баховской арии из «Страстей по Матфею» в музыке Р. Леденева, коллаж на тему В-А-С-Н А. Пярта.

«Отражения-метаморфозы» – это сочетание в одной программе оригинальных произведений И.С.Баха и их транскрипций; соединение в концерте одной и той же темы, решенной композиторами, отделенными друг от друга двумя столетиями («Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна и Губайдулиной).

Еще одна грань воплощения темы – сопоставление противоположных, противостоящих друг другу начал бытия, чувств, сфер духовной жизни: трогательная нежность, безмятежная радость детства и душевная трагедия, связанная со смертью детей (Мусоргский, Малер); сложная гамма любовного чувства – изменчивость переживаний, с ним связанных, метаморфозы любовных отношений юноши и девушки, от счастья взаимной любви к разочарованию и сомнениям в его возможности, страданиям и отчаянию («Любовь поэта» Шумана).

Мы сможем услышать диалог между живой и неживой природой, настоящим и прошлым («Голос кита» Крама и другие произведения в программе Марио Брунелло и его коллег); проследим метаморфозы античной темы в творчестве композиторов различных эпох и школ (у Моцарта, Бриттена, Стравинского).

В музыкальной программе «Вечеров» важное место отведено также диалогу классической музыки и джазового стиля (Бах – Боллинг, Темплтон, Гулд, Гудмен и т.д.), в котором порой можно уловить, как на прочном фундаменте классики способно прорастать искусство другого типа.

Такой труднейший и ныне весьма редкий жанр, как импровизация, представлен программой Хиллиард-ансамбля и саксофониста Яна Гарбарека. Импровизация – возможно, высшая форма диалога-метаморфозы; всякая метаморфоза – это одновременно и импровизация, и отражение, диалог вновь рожденного со старым (многочисленные «Менины» Пикассо тоже можно назвать своеобразными вариациями на тему).

Тема «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» этого года исключительно богата возможностями и почти неисчерпаема, но отдельные важные ее аспекты затронуты и «явлены» зрению и слуху посетителей фестиваля; учитывая то, что среди его участников много прославленных солистов и коллективов, она, безусловно, найдет достойное воплощение.

Инна Прусс, куратор фестиваля

Концерты фестиваля

2. XII Хаген-квартет, Австрия – Равель, Куртаг, Депре, Бетховен
3. XII Бернарда Финк (меццо-сопрано), Австрия; Энтони Спири (фортепиано), Германия – Дворжак, Мусоргский, Малер
6. XII Hilliard Ensemble, Великобритания; Ян Гарбарек (саксофон),Норвегия – "Officium": импровизации-метаморфозы тем старых мастеров
7. XII Доминант-квартет, Людмила Шилова (сопрано) – Шенберг, Чайковский
10. XII Анджела Хьюитт (фортепиано), Канада – И.С. Бах (оригинальные произведения и транскрипции В. Кемпфа, лорда Бернерса, А. Хьюитт, Х. Бауэра, Х. Коэн)
13. XII Юлий Милкис (кларнет), Канада; Нина Коган (фортепиано), Павел Нерсесьян (фортепиано), Александр Рудин (виолончель), Кори Гроссман (ударные), США, Тони Фаланга (контрабас), США – И.С.Бах, Боллинг, Темплтон, Гулд, Пьяццола, Гудмен
15. XII Камерный ансамбль "Солисты Москвы", художественный руководитель, дирижер и солист Юрий Башмет – И.С.Бах, Корчмар, Денисов, Леденев
18. XII Игнат Солженицын (фортепиано), США – Веберн, Крам, Бетховен
19. XII Камерный ансамбль "Солисты Москвы", Юрий Башмет (альт), Марио Брунелло (виолончель), Италия; Фридрих Липе (баян), Евгений Миронов (чтец) – Гайдн, Губайдулина. "Семь последних слов Христа"
21. XII Марио Брунелло (виолончель), Италия; Янне Томсен (флейта), Дания; Юрий Полубелов (фортепиано), Андрей Дойников (ударные) – Руссель, Пуленк, Соллима, Шультхорп, Крам
22. XII Марк Пэдмор (тенор), Роджер Виньолес (фортепиано), Великобритания – Перселл, Бриттен, Типпетт, Шуман
23. XII Николай Цнайдер (скрипка), Дания; Роберт Кулек (фортепиано), США – И.С.Бах, Мендельсон, Шенберг, Брамс
25. XII «Геликон-опера", Николай Луганский (фортепиано), камерный ансамбль "Солисты Москвы", художественный руководитель и дирижер Юрий Башмет – Моцарт "Аполлон и Гиацинт", Бриттен "Юный Аполлон", Стравинский "Аполлон Мусагет"
27.XII Квартет имени А.Бородина – Моцарт, Шуберт
30. XII Наталья Гутман (виолончель), Вячеслав Попругин (фортепиано) – Р.Штраус, Пуленк, Мясковский, Бриттен

Художественный руководитель фестиваля – Юрий Башмет

Начало концертов в 19 часов в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва, Волхонка, 12)

Спонсоры фестиваля: Внешторгбанк, Газэкспорт, Банк Москвы, Patek Philippe, e.on Ruhrgas AG (Германия), «Ароматный мир»
При содействии Мариотт Грандъ отеля

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша» Официальный информационный партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – издательский дом «Аргументы и факты»

Информационные спонсоры –РИА «Новости», телеканал «Культура», «Маяк», «Орфей», газета «Культура», «Известия», «Московская правда», «Газета», «Новый Мир искусства», «АртХроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», «КРАСОТА-Онлайн» (www.krasota.ru)

Информационная поддержка – «Труд», «Мезонин»

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить