В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка Александра Шевченко

Новости

Выставка, приуроченная к 120-летию Александра Васильевича Шевченко, призвана напомнить о творчестве выдающегося мастера, оказавшего значительное влияние на судьбы отечественного искусства. Юбилейный показ объединяет его акварели, гуаши, рисунки и монотипии из разных источников: фондов ГМИИ имени А.С. Пушкина, собрания семьи художника и нескольких личных коллекций.

Имя Александра Шевченко не нуждается в особом представлении: его произведения хранятся во всех крупнейших российских музеях, включены в постоянные экспозиции Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Участник выставок «Мира искусства», авангардных экспозиций «Бубновый валет», «Ослиный хвост». «Мишень», «№ 4» , один из основателей объединений «Маковец» и «Цех живописцев», теоретик, профессор ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, Шевченко обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью, что позволяло ему стоять особняком в отношении и авангардных экспериментов, и соцреалистического канона. Пройдя через кубизм, лучизм, футуризм, неопримитивизм, художник выработал собственные творческие принципы, от которых не отступал до конца жизни. Любовь к предметному миру, желание выразить ощущения от будничной жизни соединились в его искусстве с изысканностью и обобщенностью формы.

Графика всегда была важной, неотъемлемой частью творчества Шевченко. С юных лет он считался превосходным рисовальщиком и не расставался с графическими материалами до конца дней. Его акварели, рисунки, монотипии - не только лабораторные опыты или подступы к темам, получавшим завершение в живописи на холсте, но и вполне автономные, полноценные произведения. Романтические южные пейзажи, выразительные натюрморты, жанровые композиции со своеобразной ритмической организацией... Круг шевченковских сюжетов не слишком велик, зато каждый лист обладает очевидными пластическими достоинствами. Художник умел органично сочетать декоративизм с приверженностью натурным впечатлениям: стремление к ясности композиции и лаконичному цветовому строю не мешало ему передавать чувственную полноту жизни. Шевченко никогда не утрировал литературной стороны сюжетов, предпочитая насыщать семантику своих работ сугубо художническими средствами и приемами. Это внимание к качеству и культуре изображения художник сумел передать плеяде своих учеников - Ростиславу Барто, Борису Рыбченкову. Василию Почиталову, Валерию Каптереву, Борису Голополосову и другим.

В нынешнюю выставку включены работы на бумаге разных лет. Хронологически она начинается с небольших парижских акварелей 1905 - 1906 г.г.. в которых молодой художник проявил себя тонким колористом и вдумчивым наблюдателем за окружающей жизнью. В рисунках 1910 - 1920-х годов Александр Шевченко предстает уже сложившимся мастером с узнаваемой манерой и собственной системой эстетических ценностей. Свою программу он формулировал так: «Нам надо сперва подойти к природе, к жизни, отбросив свои «я», раствориться в них для того, чтобы вновь выйти претворенным в большое, не личное, человеческое "я". И тогда это будет искусство не сегодняшнего дня, а искусство эпохи, искусство монументальное». Удивительным образом даже карандашные наброски Шевченко содержит признаки эпохальности и монументальности.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить