Перуджино, Пьетро. Распятие с предстоящими (Богоматерью, Св. Иоанном, Св. Иеронимом и Св. Марией Магдалиной). Холст (переведено с дерева), масло. Национальная галерея, Вашингтон.26 января 1865 года на втором этаже главного дома городской усадьбы князей Голицыных на улице Волхонке открылся музей, названный в честь основателя – Голицынским. Открытие музея состоялось через пять лет после смерти князя Михаила Александровича Голицына (скончавшегося по дороге в Монпелье и похороненного в 1860 году в Болонье) благодаря усилиям его сына – князя Сергея Михайловича Голицына и доктора Карла Марковича Гюнцбурга.

Попытки создания в городе общедоступного музея предпринимались и ранее. Старейшим музеем подобного рода в Москве принято считать знаменитую Картинную галерею при Голицынской больнице, открытую для публики в мае 1810 года и просуществовавшую семь лет. Галерея возникла в результате слияния двух завещанных больнице коллекций произведений искусства: русского посла в Вене князя Дмитрия Михайловича Голицына и его двоюродного брата вице–канцлера князя Александра Михайловича Голицына.

В состав Голицынского музея на Волхонке вошли произведения искусства из собраний представителей разных поколений князей Голицыных: Дмитрия Михайловича (1721–1793), Александра Михайловича (1723–1807), Михаила Петровича (1764–1836), Сергея Михайловича (1774–1859), Александра Михайловича (1772–1821), Михаила Александровича (1804–1860) и Сергея Михайловича (1843– 1915).

Коллекция Голицынского музея состояла из трех разделов: западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства; античных памятников и библиотеки. Раздел западноевропейской живописи включал около 200 живописных полотен итальянских, французских, фламандских, голландских, немецких, австрийских и русских живописцев. Всего в Голицынском музее находилось около 700 экспонатов. Библиотека музея насчитывала более 20 000 томов. Вся коллекция Голицынского музея размещалась в пяти просторных светлых залах. Библиотека располагалась в отдельном помещении и была доступна каждому посетителю музея.

Экспозиция музея была тщательно продумана. В первом зале были выставлены 57 живописных полотен итальянской школы - самого представительного раздела живописного собрания музея, с «жемчужинами» коллекции – триптихом «Распятие с предстоящими» Пьетро Перуджино и работой Чимы да Конельяно «Благовещение». В этом же зале были представлены три копии с полотен испанских художников Мурильо и Риберы и одно подлинное произведение Риберы «Раскаяние Апостола Петра». Здесь же экспонировались мраморные античные бюсты, а также два античных канделябра с рельефными фигурами, найденные при раскопках в Помпеях, две вазы из темного мрамора и античная урна с латинской надписью. Всего в зале находилось 20 мраморных античных произведений. Древности, найденные при раскопках, были представлены в четырех витринах. В первой экспонировались небольшие бронзовые скульптуры, найденные в Геркулануме и Помпеях, изображающие животных. Рядом со скульптурами животных – резные кольца, брошки и колокольчики. Во второй витрине – фрагменты скульптур в египетском и архаическом древнегреческом стиле, обломки скульптур римских божеств. В третьей витрине находились керамические вазы и сосуды: килики, ритоны, леканы и кратеры. В четвертой витрине – подсвечники из этрусской бронзы, ожерелье из жуков-скарабеев, колокольчики и стилеты. Отдельную группу составляли модели архитектурных памятников, выполненные из пробкового дерева: Колизея в Риме, храма Посейдона в Пестуме и дома Фавна в Помпеях.

Борджанни, Орацио. Св. Карл Борромей. 1610–1616. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.В следующем зале была показана французская живопись, представленная 39 полотнами. Центральное место в нем занимали декоративные ансамбли Гюбера Робера. Рядом с живописными произведениями находились скульптурная группа «Давид и Голиаф» работы итальянского мастера Фоджини. В витринах второго зала экспонировались произведения декоративно – прикладного искусства и оружие. Экспозицию зала удачно дополняла старинная мебель - комоды времен Людовика XV, шкафы итальянской работы XVI века, стол из черного дерева с инкрустацией перламутром и слоновой костью (работы флорентийского мастера), китайские сундуки и мебель работы русских мастеров, времен Елизаветы Петровны

Третий зал был выделен для коллекции полотен фламандских и голландских живописцев, а также немецких и австрийских художников и мастеров русской школы. В зале также стояли две витрины: в первой была представлена коллекция из 10 камей и 16 гемм, а во второй – кувшины, чашечки и вазы из агата, горного хрусталя, янтаря, халцедона и сердолика. Здесь же экспонировались вазы севрского фарфора времен Людовика XV и Людовика XVI, китайское блюдо и кувшин из эмалированной меди, два канделябра старого саксонского мрамора и другие предметы декоративно-прикладного искусства.

В четвертом зале музея, отведенном специально для богатейшего собрания декоративно–прикладного искусства, находились два старинных гобелена, исполненных по картонам Франсуа де Труа, вазы, чашечки, сахарницы севрского фарфора, предметы английского и саксонского фарфора. В этом же зале находилась небольшая коллекция китайского и японского фарфора. В витринах – большой серебряный бокал с крышкой работы мастера Христофора Ямицера из Нюрнберга, серебряный бокал в виде грозди винограда и другие сосуды из серебра. Здесь же находились вазы из слоновой кости и бронзы, принадлежавшие Марии Антуанетте, серебряные часы времен Людовика XV, два стола, украшенные флорентийской мозаикой, на бронзовых ножках и малахитовый круглый стол.

В последнем, пятом зале музея располагалась коллекция скульптуры: два бюста работы Гудона (1775), копия со знаменитой статуи Микеланджело «Моисей» из церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме и «Ангел хранитель» работы Луиджи Бьенеме (1795 – 1878); «Меркурий» работы Эдуарда Шмидта фон дер Лауница (1797 – 1869) и копии с античных скульптур.

Перуджино, Пьетро. Распятие с предстоящими. Средник Русская школа живописи в собрании Голицынского музея была представлена всего тремя картинами: Алексея Петровича Боголюбова «Голицынская больница в Москве» и двумя работами Сильвестра Щедрина «Вид Неаполя» и «Интерьер дома Голицыных в Риме».

Хранителем и директором Голицынского музея на протяжении всей истории его существования состоял Карл Маркович Гюнцбург – семейный врач Голицыных.

Ежегодно музей посещало более трех тысяч зрителей, среди которых были представители самых разных сословий; особенно охотно приходили студенты, художники, историки, археологи и коллекционеры.

Михаил Александрович Голицын – основатель Голицынского музея – завещал его Москве, но в 1886 году Сергей Михайлович Голицын принял решение о продаже всего собрания.

Необходимость распродажи музея была вызвана возникшими в Голицынской больнице финансовыми трудностями: больница нуждалась в строительстве новых корпусов и приобретении дорогостоящего оборудования и медикаментов. Благотворительная деятельность всегда имела для Голицыных первостепенное значение. Пожертвовать произведениями искусства ради здоровья и блага людей Голицыны считали своей благородной целью. Достаточно вспомнить историю распродажи Картинной галереи при Голицынской больнице, когда все вырученные средства были направлены на благоустройство больницы и её расширение.

О продаже Голицынского музея узнали не только в Москве и Петербурге, но и в Европе. Князь С. М. Голицын обратился с предложением продать музейную коллекцию в Императорский Эрмитаж и направил письмо министру Министерства императорского двора графу И. И. Воронцову-Дашкову в Ливадию. Вначале в приобретении коллекции было отказано, но благодаря усилиям директора Императорского Эрмитажа А. А. Васильчикова, озабоченного возможным переходом собрания Голицынского музея в руки иностранных покупателей, в 1886 году Министерство императорского Двора сочло возможным приобретение коллекции Голицынского музея для Эрмитажа за 800 тысяч рублей.

В 1887 году Император Александр III передал в дар Саратовскому музею ряд произведений западноевропейского и русского искусства из бывшего Голицынского музея. В Саратовский музей поступили полотна западноевропейской и русской школы, произведения декоративно- прикладного искусства, культовые и бытовые предметы. Среди подлинных работ картина австрийского живописца Адама Брауна «Обольститель»; наряду с подлинными произведениями, согласно описи, поступили копии с полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Мурильо. В Саратовский музей также была передана картина Сильвестра Щедрина «Интерьер дома кн. Голицыных в Риме».

Лучшие экспонаты бывшего Голицынского музея и в настоящее время хранятся в Эрмитаже. Исключение составляет только проданный в 1931 году в Вашингтонскую Национальную галерею триптих Пьетро Перуджино «Распятие с предстоящими».

Удар по коллекции бывшего Голицынского музея был нанесен в 1920–1930-е годы; около 50 картин из Эрмитажа были переданы объединению «Антиквариат». Небольшая часть произведений передана из Государственного Эрмитажа в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Некоторые полотна вернулись в Эрмитаж и в 1940–1960-е гг. переданы в музеи бывшего СССР, и теперь хранятся в Национальной Картинной галерее Армении в Ереване, Национальном Художественном музее Республики Беларусь в Минске, Национальной картинной галерее во Львове, а также в некоторых городах России - в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске и Приморской Краевой картинной галерее во Владивостоке, Смоленском художественном музее, Пермской картинной галерее, Краснодарском Краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко, Калужском Государственном художественном музее – более чем в 20 музеях России и зарубежья.

Московский Голицынский музей был одним из первых музеев западноевропейского искусства в России. Состав его был типичен для художественных музеев XIX века. Современники высоко ценили его значение для образования и просвещения общества. Присутствие в Голицынском музее таких шедевров, как триптих Пьетро Перуджино «Распятие» и «Благовещение» Чимы да Конельяно, декоративных ансамблей Гюбера Робера, коллекции античных древностей, прекрасного собрания декоративно–прикладного искусства и роскошной библиотеки позволяют причислить его к известным российским собраниям XIX века. Нам еще только предстоит по-настоящему осознать роль Голицынского музея в истории Москвы и понять его значение для русской культуры середины и второй половины XIX века.

Н.В. Третьякова, куратор выставки

Выставка Голицынский музей на Волхонке проходит в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва, Волхонка, 12) с 6 июля по 5 сентября.

Выставку представляют : Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж

Спонсоры выставки: Внешэкономбанк, Русский клуб искусства и культуры Натали Голицыной, Общество друзей ГМИИ им. А.С. Пушкина (Нью-Йорк, США)

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»

Информационные спонсоры: «АртХроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», РИА «Новости», «Труд», «Московская правда», «Московские новости», «Маяк», «Огонёк», «Креатив&creativity», Moskauer Deutsche Zeitung

Информационная поддержка: «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU), «Мезонин»

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить