История красоты под редакцией Умберто Эко. М: СЛОВО/SLOVO, 2005

Всю историю красоты можно уместить в жест Будды, указавшего на цветок во время проповеди. А можно породить собрание сочинений, не меньшее, чем у Маркса и Ленина вместе взятых. Авторы остановились на томе средней величины с многочисленными иллюстрациями (greatest hits по темам) и сжатыми комментариями.

Откровений ждать не приходится, но задача показать, как менялись идеалы красоты во времени выполнена качественно. Жемчужину красоты ищут в одетом и обнаженном теле мужчины и женщины, в механизмах, драгоценностях и диких садах, в героизме и дионисийском буйстве, в божественном и чудовищном, гротескном. Ленты репродукций и фото, похожие на эволюцию австралопитеков в неандертальцев в кабинете биологии. Джеймс Дин превращается Джима Моррисона и так дальше в сторону Бекхэма.

Коммерческий вариант легендарных книг Просперо с соблюдением характеристик бренда «Умберто Эко». Ирония, за которой стоит расчетливый ум. Игра относительностью человеческих представлений. Цитаты, явные и скрытые.

От Эко всегда ожидаешь большего. В прошлом году выходила его «Эволюция средневековой эстетики». Увлеченного предметом человека она захватит намного больше, чем эти «галопам по Европам». Однако знатокам и эстетам рано поднимать брови и морщить носы. Эко ведь выступает как редактор.

Приведу цитату из его же мудрой и очень полезной книжки «Как написать дипломную работу»:

«Его (автора обзорной работы – Кр-Он.) обвинили бы, что по незнанию или небрежению он не привел ряд имен, которые кому-то покажутся значительными, в то же время посвятил целые главы второстепенным авторам, а некоторых «основополагающих» отправил в примечания под строку. Понятно, это был знаменитый ученый, эрудированный историк, авторитетный критик, никто не сомневался, что и опущение имен, и изменение оценок суть части продуманной концепции, так что отсутствие разбора какого-то автора воспринималось сильнее, чем несколько страниц разноса».

Поэтому гурме от искусства предстоит интереснейшее занятие разгадывания ребусов что оставил и что опустил Умберто Эко и что за этим стоит.

Например, одна интересная линия. «История красоты» рассматривает по преимуществу европейскую традицию. Влияние античной Эллады сохранено, однако влияние на западную Европу христианской Византии, средневекового центра красоты, существовавшего в том же географическом регионе, практически опущено.

Арсений Загуляев

Книги июня

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить