Когда цветут сто цветов...
Сегодня российский дизайнер, обладая талантом и верой в свою звезду, может найти деньги, производственные мощности, промоутировать свое имя. Если на внутреннем рынке тесно, нет ничего невозможного в том, чтобы выйти на международную орбиту.
Современная мода - уже не столько реалистическое искусство, сколько возможность перевести на язык одежды любые впечатления художника. Это безграничная свобода (при условии, что кто-то заплатит за это).
Между тем, во всем мире мода терпит урон именно от свободы творчества. Как бы следуя лозунгу Мао "пусть цветет сто цветов ", мировая мода давно потеряла единое направление. На подиуме уживаются взаимоисключающие вещи. Показы Russian Fashion Week, самой представительной Недели прет-а-порте в России, стали естественным отражением этого глобального кризиса идей.
Силуэт? Есть и корсетный крой (Елена Шипилова) и свободные, летящей формы (Елена Супрун). Степень симметрии любая - от безжалостно кристальной энтропии (Vassa, Тегин) до эксцессов неуравновешенности - кусок звериной шкуры с рваными краями, пришитый на летней юбке, сзади (чтобы мягче сиделось? - у Бровкиной), пунцовая бейка, подчеркивающая прожилки неконструктивных швов на платье (Арнгольд).
В одной коллекции Frol Romanoff оказались на топиках, жакетах и блузках и Мадонна Бенуа, и группа Beatles, и Марианна Вертинская. Дизайнеры спели осанну и логомании (юбки с логотипом в коллекции Киры Сакарелло) и издевательству над ней (Макс Черницов, адидасовский трилистник с подписью "deribas"на майке из коллекции Ивана Айплатова).
Такая вседозволенность расстраивает. Почему? Потому, что если модно почти все, то не модно ничего. Главный механизм моды, исправно работавший не одну сотню лет, действовал так, что люди по собственной воле стремились носить одинаковое.
Мода, рассыпавшись на мелкие тенденции, растеряла авторитет. Перепроизводство модных идей в ХХ веке (один гениальный Диор в течение 10 лет придумывал по два новых силуэта в год) привело к тому, что при всем желании больше нельзя сделать ничего нового. И если бы вдруг появилась принципиально новая идея модного облика, она никогда не получит полной власти над умами. Избыток информации способен подорвать монополию любой идеи.
Современный человек открыт всему и ни на чем не задерживается. Он хочет быть похож на самого себя, обычно имея в виду тишотку и джинсы. Эпоха великих диктатур прошла, не только в политике, но и в моде. И если первому надо радоваться, давайте пожалеем о втором.
Алексей Светайло
Отзывы : 0