В парфюмерных магазинах набеги любителей подушиться бесплатно - обычное дело. Продавцы смотрят на них с ненавистью и скорбью, но ничего не могут поделать. Духи - субстанция летучая, и "крокодильчика" на них не навесишь.

Есть два типа халявщиков. Одни застенчиво подходят к полкам. Долго вертят флаконы в руках. Лихорадочно оглядываются по сторонам и украдкой нажимают на пульверизатор.

Другие действуют открыто. Они вежливо просят попробовать новинку (а могут и, не моргнув глазом, - Chanel No. 5). Элегантно берут в руки флакон. Направляют струю на запястье. Дальше либо другой рукой быстро пахучая жидкость быстро (пока не высохла) растирается по всем доступным частям тела, либо клиент бесстыдно брызгается по полной программе. В финале следует заклинание продавщицы: "Ну, я подумаю. Подожду, пока проявятся ноты сердца".

Помню зарю нового русского капитализма. Парфюмерный магазин в "Садко-Аркаде". Посреди - круглый вращающийся стенд с духами. Вереницей подходят к нему "бычки" в кашемировых, по тогдашней моде, пиджаках. Душатся и чинно шествуют дальше по галерее: в рестораны. Прямо по Блоку, дыша духами и туманами. Со временем чудо-стенд тихо убрали.

Прошли годы. Парфюмерные отделы "валюток" выросли в огромные залы с ароматами. Попутно растут и ряды халявщиков. Нимфетки и матери семейств, бедняки и богачи, интеллигенты и те из помянутых "бычков", кого миновала пуля… Кто угодно, даже Вы, читатель, можете оказаться, если уже не оказались в их числе.

Например, Вы забыли о важной встрече или свидании. Духов при себе нет, а Вам хочется выглядеть - и пахнуть - достойно. В последний момент вы забегаете в парфюмерный магазин и… Вы становитесь халявщиком!

Или Вам захотелось подушиться чем-то особенным. Здесь и сейчас. Вы не купите целый флакон, потому что блажь пахнуть духами N может больше никогда не возникнуть…

Молодежь душится бесплатно не только потому, что у нее нет денег. Для бушующей молодой крови - это небольшое криминальное приключение. Скажем, как воровство яблок в соседском саду…

Все эти примеры - к тому, что большинство халявщиков проделывает свои трюки от случая к случаю. Пытаться систематически экономить на парфюме таким способом - занятие хлопотное и мало продуктивное.

Иные скажут: "Это национальное. Наши люди всегда падки на дармовщинку". Тогда, будете в Европе - зайдите в крупный парфюмерный магазин. Там вы заметите столько героев этой статьи, что мигом разуверитесь в химерах протестантской этики, немецкой законопослушности или английской чопорности. Европейцы, в отличие от россиян, свободны от неизжитой советской боязни всесильного продавца - пшикают они раскованно, без тени смущения. Итак, везде, где хоть один флакон будет оставлен на полке без надежной охраны, халявщики существуют.

Менеджменту любого магазина приходится определяться в своем отношении к халявщикам. Те, кто решает "закрыть и не пущать", проигрывают в сервисе. Вот радикальный вариант. С утра на картонку брызгается запах. Потом весь день она дается покупателям с комментарием: "Извините. У нас закончился тестовый флакон. Попробуйте ЭТО". ЭТО - неправильно в корне! Каждый покупатель имеет право на порцию парфюма на запястье. Иначе как оценить его "сердце" и "базу", как проверить его действие на кожу?

Поэтому чаще клиента брызгают, но не дают в руки флакон. Это правильно. Однако, когда у Вас над душой стоит девушка, у которой все мысли как бы "впарить" духи и как бы Вы не схалявили, полностью исчезает интимность выбора аромата. Также Вы не можете подержать флакон в ладонях. Осязать его форму, насладиться игрой бликов света, гладкостью фактуры. А это очень важно для правильного выбора.

В разных магазинах одной и той же компании могут быть разные условия для халявщиков. Взять, к примеру, Rivoli. В Охотном ряду или в "Актере" продавцы строго блюдут товар от халявщиков. Зато в Петровском пассаже - открытые полки, где - душись Creed-ом - не хочу. В Articoli - та же ситуация.

Свободный доступ к полкам (в "Арбат Престиже", "Л'Этуаль", "Л'Эскаль" на Покровке), мне как покупателю кажется лучшим выбором.

Магазинам стоит относиться к возможности подушиться бесплатно, предоставляемой покупателям, как к неизбежности и переключить внимание на отлов "несунов". Или как к издержке на продвижение марок. Ведь многие халявщики, подушившись 1-2-3 раза бесплатно, потом покупают тот же запах. "Не халявщики" же, видя как кто-то душится, подходят к той же полке, пробуют и, в конечном итоге, покупают тот же запах. Поэтому в маленьких фирменных магазинчиках постоянного клиента вполне могут после покупки подушить, с улыбкой на устах и абсолютно легально.

Кстати, интересно провести исследования: какие парфюмы предпочитают халявщики? Они могут быть не менее показательны для оценки популярности ароматов, чем объемы продаж.

Эта статья написана с точки зрения потребителя. Мы охотно признаем, что у работников торговли может быть свое, мотивированное, отличное от авторского, мнение. Поэтому "Красоте.ру" было бы интересно узнать Вашу точку зрения на эту неоднозначную тему. Пожалуйста, высказывайте свое отношение к халявщикам от парфюмерии и к политике магазинов. Если же Вы знаете курьезные случаи того, как кто-либо душился бесплатно - тоже опишите их. Мы будем благодарны Вам за Ваши отзывы.

Арсений Загуляев

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить