Яйцо - символ первоисточника жизни. В дохристианские времена яйцу приписывали сипу божества. В православной России, где Пасха считается Великим праздником, стало традицией дарить художественно разукрашенные яйца, резные и ювелирные. Великолепным образцом ювелирных яиц являются пасхальные и декоративные яйца Дома Faberge’, вернувшиеся после многих лет в Россию.
"Faberge’- возвращение в Россию" - именно такими словами была открыта выставка известных ювелирных изделий в Оружейной палате. Это стало символично, так как в Россию привезены самые известные яйца в канун Великой Пасхи!
История Дома Faberge’ интересна и по-ювелирному красиво!
Яйцо - символ первоисточника жизни. В дохристианские времена яйцу приписывали сипу божества. В православной России, где Пасха считается Великим праздником, стало традицией дарить художественно разукрашенные яйца, резные и ювелирные. Великолепным образцом ювелирных яиц являются пасхальные и декоративные яйца Дома Faberge’, вернувшиеся после многих лет в Россию.
По все же пасхальные яйца составляют лишь малую часть всей продукции Faberge’. Карл Фаберже был прежде всего золотых дел мастером и изумительные творения, созданные в мастерских Фаберже, представляют собой примеры ювелирного искусства, доведенного до совершенства. Выполняя заказы Российского Императорского и королевских Дворов Европы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 000 ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и удивительных, задуманных, с непревзойденной изобретательностью и выполненных с величайшей тщательностью.
Петр Карл Фаберже родился 50 мая 1846 года в Санкт-Петербурге в семье беженца-гугенота. В четырнадцатилетнем возрасте он вместе с семьей переезжает в Дрезден. В 1870 году он возвращается на родину - на север царской России. Это уже мастер, виртуозно владеющий сложнейшими ювелирными техниками (работа с эмалью, чеканка, гравировка, гильоширование и др.).
То почтительное отношение, которое имя Фаберже до сих пор вызывает к себе во всем мире, связано с революцией в ювелирном деле, которую Карп Фаберже совершил сразу после того, как в возрасте 24 лет принял от своего отца Густава ювелирную мастерскую, открытую в 1842 году на Большой морской улице в Санкт-Петербурге. Молодой и дерзкий ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась художественной ценностью модели и мастерством исполнения, а не богатством использованных материалов. Время доказало справедливость девиза, которым Фаберже руководствовался на протяжении всей своей жизни: "Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют".
Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом - оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Когда Фаберже использовал в своих творениях сверкающие драгоценные камни, они были важны для него не столько своей ценностью, сколько своими декоративными достоинствами.
Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями. Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Коньком Фаберже была так называемая эмаль "en plein" - гладкое покрытие достаточно больших поверхностей или полей. Такая техника не прощает ни малейшей ошибки. Подобно тому, как Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, он использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя украшалась рисунком, выгравированном на металле и просвечивающим сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фаберже является эффект изменения цвета при легком повороте изделия. Искусство гильоширования - создания тонкого, тщательно выгравированного узора, состоящего из прямых и изогнутых линий. Фаберже довел до совершенства.
В 1880-х годах Карл Фаберже добился грандиозного успеха. На Всероссийской выставке в Москве в 1882 году он получил золотую медаль за свои ювелирные изделия.
Успех фирмы рос так быстро, что Карлу Фаберже пришлось открыть свои представительства в Москве, Одессе, Киеве, а затем и в Лондоне. В мастерских Faberge’ работало более 500 мастеров, назначенных лично Фаберже. Фаберже считал, что необходимо оказывать доверие высококлассным мастерам, удостаивая их права подписывать свои собственные работы. Основной принцип Фаберже был прост - каждое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Конечно, когда требовалось произвести отдельные операции (например, покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего мастера, но всегда возвращалось к нему, чтобы быть завершенным. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения. Тем самым изделие Faberge' являлось не безымянной продукцией Дома, а подлинной работой мастера, именем которого оно было подписано. В этом и заключался секрет феноменального успеха Faberge’.
Преемник Карла Фаберже сегодня - компания Victor Mayer (VM).
Попытки возродить знаменитую марку Faberge’ на протяжении 70 пет так и не имели успеха. После длительных поисков Faberge' удается найти компетентного и высококвалифицированного мастера в лице Дома Victor Mayer, основанного в 1890 году. В 1989 году звания единственного мастера-производителя Faberge’ с правом именного клеймения "VM" удостоилась компания Victor Mayer.
Компания Victor Mayer (г. Пфорцхайм, Германия) основана более ста лет назад гравировщиком Виктором Майером. Великолепные изделия Майера - декорированные эмалью и гильоше портсигары, пудреницы, настольные колокольчики, комплекты для бюро, стаканы для водки и наборы для туалетного стопика - высоко ценились еще в царской России. А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже своими работами он составил достойную конкуренцию самому Карлу Фаберже. Принадлежащая сейчас внуку Виктора Майера, доктору Герберту Мор-Майеру, компания сохраняет лучшие традиции Faberge’.
Первое послереволюционное яйцо Faberge’ "Мир Горбачева" -выполнено в честь присуждения Михаилу Горбачеву Нобелевской премии мира.
Темой для серии великолепных ювелирных яиц послужила музыка Антонио Вивальди "Времена года".
Восхитительна коллекция, созданная по мотивам всемирно известного яйца "Сосновая шишка" - одного из лучших творений Карла Фаберже.
Кульминацией творческих стремлений мастеров, вне всяких сомнений, стало музыкальное яйцо "Часы с индикатором лунных фаз", ставшее сенсацией на недавней международной часовой и ювелирной выставке "Базель 2001". На разработку и создание этого шедевра мастерам потребовалось 18 месяцев. Помимо времени часы с 8-дневным запасом хода показывают годовой зодиакальный цикл и лунный календарь. Музыкальный механизм часов играет 9 мелодий.
Помимо знаменитых пасхальных яиц внушительная коллекция ювелирных изделий Faberge’ включает в себя золотые и серебряные серьги, кулоны, колье и браслеты, а также разнообразные декоративные предметы. Оригинальные произведения искусства, щедро украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями и искусно покрытые эмалью, изготовлены ограниченными партиями. На каждом предмете стоят клейма Faberge и "VM", подтверждающие, что изделие по своему качеству и творческому замыслу соответствует стандартам Faberge.
О судьбе еще одного яйца, которому вскоре предстоит родиться в мастерских ювелиров Faberge’, стало известно на пресс-конференции, данной президентом компании Victor Mayer г-ном Маркусом Моором. Уникальная коллекция Faberge, хранящаяся в Оружейной палате Кремля, пополнится еще одним шедевром, которое будет передано в дар крупнейшей мировой сокровищнице: внутри ювелирного яйца будет миниатюрная копия знаменитой арки, украшающей самую маленькую улицу Москвы - Третьяковский проезд.
Вот уже более 150 пет имя Faberge’ в ювелирном искусстве -синоним неподражаемого стиля, сочетающего в себе богатое наследие русских художественных традиций и уникальный опыт европейского ювелирного мастерства. Летопись истории Дома Faberge' - это триумфальные и трагические страницы, нашедшие свое воплощение в нетленных произведениях мастеров Faberge’.
И теперь через 84 года в канун Великого православного праздника Faberge’ вернулись в Россию, символично желая всем Светлой Пасхи.
Анастасия Царева
Отзывы : 0