Яйцо - символ первоисточника жизни. В дохристианские времена яйцу приписывали сипу божества. В православной России, где Пасха считается Великим праздником, стало традицией дарить художественно разукрашенные яйца, резные и ювелирные. Великолепным образцом ювелирных яиц являются пасхальные и декоративные яйца Дома Faberge’, вернувшиеся после многих лет в Россию.

      "Faberge’- возвращение в Россию" - именно такими словами была открыта выставка известных ювелирных изделий в Оружейной палате. Это стало символично, так как в Россию привезены самые известные яйца в канун Великой Пасхи!

      История Дома Faberge’ интересна и по-ювелирному красиво!

      Яйцо - символ первоисточника жизни. В дохристианские времена яйцу приписывали сипу божества. В православной России, где Пасха считается Великим праздником, стало традицией дарить художественно разукрашенные яйца, резные и ювелирные. Великолепным образцом ювелирных яиц являются пасхальные и декоративные яйца Дома Faberge’, вернувшиеся после многих лет в Россию.

      Даже цари свято соблюдали традицию дарили женам пасхальные яйца. Однако правитель, благословленный богом на власть, должен был преподносить жене нечто достойное своего величия. В 1885 году Александр III поручил Фаберже изготовить ювелирное пасхальное яйцо в подарок супруге императрице Марии Федоровне. Заказ превзошел все ожидания монарха, и, восхищенный талантом Карла Фаберже, Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. Всего для венценосной семьи Романовых Фаберже было создано 50 царских пасхальных яиц - подлинных шедевров ювелирного искусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.   

      По все же пасхальные яйца составляют лишь малую часть всей продукции Faberge’. Карл Фаберже был прежде всего золотых дел мастером и изумительные творения, созданные в мастерских Фаберже, представляют собой примеры ювелирного искусства, доведенного до совершенства. Выполняя заказы Российского Императорского и королевских Дворов Европы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 000 ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и удивительных, задуманных, с непревзойденной изобретательностью и выполненных с величайшей тщательностью.

      Петр Карл Фаберже родился 50 мая 1846 года в Санкт-Петербурге в семье беженца-гугенота. В четырнадцатилетнем возрасте он вместе с семьей переезжает в Дрезден. В 1870 году он возвращается на родину - на север царской России. Это уже мастер, виртуозно владеющий сложнейшими ювелирными техниками (работа с эмалью, чеканка, гравировка, гильоширование и др.).

      То почтительное отношение, которое имя Фаберже до сих пор вызывает к себе во всем мире, связано с революцией в ювелирном деле, которую Карп Фаберже совершил сразу после того, как в возрасте 24 лет принял от своего отца Густава ювелирную мастерскую, открытую в 1842 году на Большой морской улице в Санкт-Петербурге. Молодой и дерзкий ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась художественной ценностью модели и мастерством исполнения, а не богатством использованных материалов. Время доказало справедливость девиза, которым Фаберже руководствовался на протяжении всей своей жизни: "Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют".

      Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом - оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Когда Фаберже использовал в своих творениях сверкающие драгоценные камни, они были важны для него не столько своей ценностью, сколько своими декоративными достоинствами.

      Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями. Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Коньком Фаберже была так называемая эмаль "en plein" - гладкое покрытие достаточно больших поверхностей или полей. Такая техника не прощает ни малейшей ошибки. Подобно тому, как Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, он использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя украшалась рисунком, выгравированном на металле и просвечивающим сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фаберже является эффект изменения цвета при легком повороте изделия. Искусство гильоширования - создания тонкого, тщательно выгравированного узора, состоящего из прямых и изогнутых линий. Фаберже довел до совершенства.

      В 1880-х годах Карл Фаберже добился грандиозного успеха. На Всероссийской выставке в Москве в 1882 году он получил золотую медаль за свои ювелирные изделия.

      Успех фирмы рос так быстро, что Карлу Фаберже пришлось открыть свои представительства в Москве, Одессе, Киеве, а затем и в Лондоне. В мастерских Faberge’ работало более 500 мастеров, назначенных лично Фаберже. Фаберже считал, что необходимо оказывать доверие высококлассным мастерам, удостаивая их права подписывать свои собственные работы. Основной принцип Фаберже был прост - каждое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Конечно, когда требовалось произвести отдельные операции (например, покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего мастера, но всегда возвращалось к нему, чтобы быть завершенным. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения. Тем самым изделие Faberge' являлось не безымянной продукцией Дома, а подлинной работой мастера, именем которого оно было подписано. В этом и заключался секрет феноменального успеха Faberge’.

      Во время Октябрьской революции 1917 года Фаберже пришлось закрыть все свои мастерские и покинуть Россию. После смерти Карла Фаберже в Швейцарии в 1920 году попытки возродить дело, несмотря на все усилия его сына, не привели к успеху.   

      Преемник Карла Фаберже сегодня - компания Victor Mayer (VM).

      Попытки возродить знаменитую марку Faberge’ на протяжении 70 пет так и не имели успеха. После длительных поисков Faberge' удается найти компетентного и высококвалифицированного мастера в лице Дома Victor Mayer, основанного в 1890 году. В 1989 году звания единственного мастера-производителя Faberge’ с правом именного клеймения "VM" удостоилась компания Victor Mayer.

      Компания Victor Mayer (г. Пфорцхайм, Германия) основана более ста лет назад гравировщиком Виктором Майером. Великолепные изделия Майера - декорированные эмалью и гильоше портсигары, пудреницы, настольные колокольчики, комплекты для бюро, стаканы для водки и наборы для туалетного стопика - высоко ценились еще в царской России. А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже своими работами он составил достойную конкуренцию самому Карлу Фаберже. Принадлежащая сейчас внуку Виктора Майера, доктору Герберту Мор-Майеру, компания сохраняет лучшие традиции Faberge’.

      Сегодняшние изделия Faberge’ - это не воссоздание копий ранних работ Карла Фаберже, а оригинальные произведении Faberge’. В 1990 году мастера-ювелиры Victor Mayer взялись за возрождение великих традиции Фаберже. С этого момента возобновилось производство ювелирных пасхальных яиц и миниатюрных кулонов, выполненных в форме яйца. Оригинальные творческие идеи и несравненное мастерство - визитная карточка знаменитого ювелира Карла Фаберже - послужили источником вдохновения при разработке современных коллекций. Сегодня, как и раньше, темами, вдохновляющими художников-ювелиров при создании ювелирных яиц, являются крупнейшие мировые события и выдающиеся люди, оставившие след в истории человечества.   

      Первое послереволюционное яйцо Faberge’ "Мир Горбачева" -выполнено в честь присуждения Михаилу Горбачеву Нобелевской премии мира.

      Темой для серии великолепных ювелирных яиц послужила музыка Антонио Вивальди "Времена года".

      Восхитительна коллекция, созданная по мотивам всемирно известного яйца "Сосновая шишка" - одного из лучших творений Карла Фаберже.

      Кульминацией творческих стремлений мастеров, вне всяких сомнений, стало музыкальное яйцо "Часы с индикатором лунных фаз", ставшее сенсацией на недавней международной часовой и ювелирной выставке "Базель 2001". На разработку и создание этого шедевра мастерам потребовалось 18 месяцев. Помимо времени часы с 8-дневным запасом хода показывают годовой зодиакальный цикл и лунный календарь. Музыкальный механизм часов играет 9 мелодий.

      Помимо знаменитых пасхальных яиц внушительная коллекция ювелирных изделий Faberge’ включает в себя золотые и серебряные серьги, кулоны, колье и браслеты, а также разнообразные декоративные предметы. Оригинальные произведения искусства, щедро украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями и искусно покрытые эмалью, изготовлены ограниченными партиями. На каждом предмете стоят клейма Faberge и "VM", подтверждающие, что изделие по своему качеству и творческому замыслу соответствует стандартам Faberge.

      О судьбе еще одного яйца, которому вскоре предстоит родиться в мастерских ювелиров Faberge’, стало известно на пресс-конференции, данной президентом компании Victor Mayer г-ном Маркусом Моором. Уникальная коллекция Faberge, хранящаяся в Оружейной палате Кремля, пополнится еще одним шедевром, которое будет передано в дар крупнейшей мировой сокровищнице: внутри ювелирного яйца будет миниатюрная копия знаменитой арки, украшающей самую маленькую улицу Москвы - Третьяковский проезд.

      Все эти оригинальные изделия, ювелирные украшения и предметы роскоши Faberge’, изготовленные в мастерской Victor Mayer, завтра непременно станут антиквариатом.

      Вот уже более 150 пет имя Faberge’ в ювелирном искусстве -синоним неподражаемого стиля, сочетающего в себе богатое наследие русских художественных традиций и уникальный опыт европейского ювелирного мастерства. Летопись истории Дома Faberge' - это триумфальные и трагические страницы, нашедшие свое воплощение в нетленных произведениях мастеров Faberge’.

      И теперь через 84 года в канун Великого православного праздника Faberge’ вернулись в Россию, символично желая всем Светлой Пасхи.

Анастасия Царева

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить