С древних времен русские прически просты и самобытны. На Руси бытовал обычай в языческие временаи приносить волосы в жертву богу Перуну. Княжеских детей в малолетнем возрасте, при срезании первых детских волос сажали на овечью шкуру. Стрижкой занималась домашняя прислуга, позднее крепостные умельцы. Самой распространенной среди населения была прическа "под горшок", ее носили "от мала до велика" все сословия. При достижении совершеннолетия прическу дополняла бородка и усы.


     После возвращения из-за границы Петр 1 энергично стал проводить реформы в области костюма и прически. В 1698 г. старинные русские костюмы было велено заменить на немецкие, завести парики, сбрить бороды и усы.


     C XYII в богатых домах использовали труд крепостных парикмахеров, а городское население прибегало к услугам цирюльников.
     Во времена правления Елизаветы Петровны стали печатать и распространять журналы, которые разъясняли как «прибирать свою особу», например, перед выездом на званый вечер или бал. На ярмарках продавали веселые картинки с назиданиями для молодежи. С распространением моды на парики, которые требовали постоянного ухода, стали прибегать к услугам иностранных мастеров, среди которых были пленные французы, сменившие военные мундиры на гражданское платье.
     В крупных городах были парикмахерские, которые принадлежали иностранцам. Салоны были обставлены по моде того времени - зеркала, стеклянные шкафы с косметическими средствами, инструментами, париками, шиньонами, локонами. В мужском и дамском залах работали русские мастера, прошедшие суровую школу ученичества у именитых мастеров.
     Работы в городских парикмахерских было много, оплата услуг мастеров зависела от популярности парикмахера–хозяина. Парикмахер Артемьев, работавший в мужском зале на Страстном бульваре, первый составил и ввел прейскурант, перечислив стоимость работ, например, бритье с одеколоном стоило 10 копеек.
     Так как работники в парикмахерских требовались постоянно, то сохранились документы, составленные в городской управе Москвы, «Договор по обучению цирюльничьему делу». В нем подробно было изложено, как должен был вести себя хозяин, принявший на работу ученика, сам ученик, его родители. Плата за обучение была по тем временам велика – 20 руб. Ученики выполняли самую черную работу: мыли полы, чистили инструмент, работу с клиентами им не доверяли. Практиковали они на стороне, знакомясь с горничными, белошвейками, поварами, слугами.
     Так как дамские прически требовали дополнительных шиньонов, то их можно было брать за определенную цену напрокат. Сделав прическу в салоне, дама уезжала на бал, а на следующий день ученик бежал забирать шиньон, денег на извозчика не давали, поэтому во все концы города ученики ходили пешком, проходя за день несколько километров.
     В некоторых парикмахерских имелись карты для абонементного обслуживания. В них отмечали часы, день прихода к мастеру. Цены зависели от сложности причесок, косметических средств.
     Сезон в парикмахерской начинался осенью, а заканчивался с наступлением лета, так как знать разъезжалась на дачи и курорты. Разбогатевшие парикмахеры часто открывали собственные магазинчики при салонах, где продавали аксессуары для причесок, косметические средства. Часто в витринах магазинов можно было увидеть болванки с париками, на которых были сделаны самые современные модели причесок.
     В 1913 г. по России распространяется «Русский Всеобщий Парикмахерский Журнал», в котором читателей знакомили с модными формами причесок, бород, усов, аксессуаров для прически, давали советы.
      Цирюльники и парикмахеры старались следовать моде, завивали локоны и укрепляли фальшивые косы.
     Для того, чтобы развлечь посетителей, парикмахеры говорили бойко, как бы нараспев, часто читали стихи, напевали песни, чтобы получить «на чай».
     Прически были разнообразные, особенно любили «греческие», «восьмеркой», «с локонами», «ампир», завивку волнами – «ондулясьон» (изобретение французкого парикмахера Марселя «Постиши») прикрепляли к очень сложным бальным прическам.


Ирина Сыромятникова, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк по прическам.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить