Сибирский «цирюльник»

Начало пути Алексея Макеевича Гольцова – это история молодого человека из Сибири самостоятельно, благодаря собственному упорству и таланту пробивавшемуся в Москве начала ХХ века. Алексей Макеевич родился в 1911 году в Минусинске. В те времена это был был город, где бок о бок существовали богатство и нужда, где жили и ссыльные, и богатые промышленники.

Отец Aлеши работал на дрожжевом заводе. Хозяйство же целиком лежало на плечах матери и бабушки. В семье было четверо сыновей: Василий, Филипп, Михаил и младший Алеша.

Пока отец воевал на фронтах Первой мировой, его жена после его проводов просту-дилась и умерла, оставив малолетних детей на руках бабушки. Началась Гражданская война.

А.М. Гольцов с братьями АндреевымиГород переходил от одной власти к другой, поэтому дети учились с перерывами. Однажды старший брат Василий после концерта в школе принес домой театральный парик. Алеша утром надел его и побежал в свой класс, все покатывались со смеху, урок был сорван. Учительница рассердилась, вызывала отца шалуна. Дома Алешу отчитали, а в школе строго предупреди ли, что при повторении исключат из класса.

Когда Алеше было 14 лет его отдали учеником в парикмахерскую. До этого несколько раз к отцу приезжал некий человек, высокого роста, дородный с большой седой бородой. Он долго уговаривал отца отдать смышленого мальчишку в работники.

Парикмахерская располагалась на большой улице, в хорошем кирпичном доме. Хозяевами ее были два брата Андреевы. Дело было поставлено на европейский манер. В залах стояла венская мебель, постоянно обновлялись умывальники и зеркал. На ломберных столах лежали дневные и вечерние газеты, в стеклянных витринах стояли косметичес-кие продукты: духи, одеколон, пудра, туалетная вода, мыло лучших по тем временам марок «Коти», «Брокаръ», «Ралле».

Парикмахерскую посещали многие и оставались довольны. Богатые минусинцы говорили, что даже в крупных городах и в самой Москве с трудом найдешь одно-два подобных заведения. Сравнивали парикмахерскую с залами на Кузнецком, Тверской.

В.И. КачаловВ парикмахерской были введены абонементы, по которым плати-ли за посещение дешевле. Имелся бланк, на котором отмечали вид работ парикмахера: завивка, стрижка, сложность прически.

Подростка Алешу определили на самую низшую работу: подметать и мыть полы в залах, выносить ведра с мусором, чистить раковины, раз-носить по городу заказы клиентов- постижерные изделия. Прикасаться к инструменту парикмахера - щипцам, ножницам - было запрещено.

По истечение трех лет стали мастера учитъ Алешу своему искусству. Свою практику молодой парикмахер начал на на извозчиках и дворниках. В ту пору они носили больше окладистые бороды и усы. Обрадованные успехами юноши, хозяева поставили его в зал, поручив делать несложные прически для дам и кавалеров. В перерыве от работы в зале ему было велено, работать швейцаром. Тоже большой опыт: как быть учтивым, встречать и провожать клиентов добрым словом.

Хозяевами был заведен порядок - утром работать с посетителями, ве-чером в городском саду на спектаклях театра. Так Алексей и попал в мир театра. В парикмахерской имелся гардероб париков для спектаклей. После вечернего спектакля их чистили, просушивали и завивали. Старые парики ремонтировали. Для шитья париков использовали самовольные крючки, которые делали из иголок. Работа была кропотли-вой, требовала хорошего зрения и усидчивости.

Теплые слова от первого космонавта ЗемлиТакже Алексей начал гримировать сначала статистов, а затем актеров, занятых в эпизодах От природы юноша отличался скромностью, покладистым характером, быстро и аккуратно выполнял гримы, прически как дамам так и кавалерам. Его способности были замечены, вскоре Алеша, стал работать с солистами.

Талантливый юноша был вызван в Новосибирск, в Управление театров, и назначен на работу в передвижной театр, который постоянно гастролировал по всей стране.Во время переездов жили в вагонах, приходили на спектакли рано, оставались в театре весь день. Репертуар менялся часто, шли спектакли по произведениям русской и западно-зарубежной классики.

Алеша Гольцов постоянно учился, много читал, посещал городские музеи, делал зарисовки, собирал в альбом иллюстрации причесок.

Работы театра были засечены режиссерами. В 22 года Гольцова пригласи-ли работать в Москву, в Театр М.Н, Ермоловой. В 1936 году он перешел в МХТ.

Однажды великий Василий Иванович Качалов, увидев Алексея Гольцова в коридоре театра, высказал свое восхищение его умением работать по гриму, прическе. Гольцов попро сил подарить Качалова фотографию. На следующий день фотографию привезли. На ней стояла надпись : "Алеше Голъцову - молодому мас-теру с искренним приветом от старого мастера. Василий Качалов».

А.М. Гольцов за работойОттуда из Художественного театра Алексей ушел на фронт в 1941 году. Попал в плен, бежал из концлагеря, воевал в партизанах. После окончания Великой Отечественной войны опять вернулся в гримерный цех театра.

Голь-цов проработал в театре шестьдесят лет, за это время гримировал ведущих актеров Ливанова, Хмелева, Массальского, Тарханова, Кторова, Добронравова, Станицина. Актрисы также обращались за помощью к Алексею Макеевичу он гримировал и делал прически Тарасовой, Степановой, Андровской , Шевченко , Кореневой, Зуевой.

По линии Всероссийского театрального общества Гольцов часто выезжал в переферийные театры, проводил семинары, делался опы-том, оказывал помочь. Много ездил мастер и по миру, побывал с гастролями те-атра во Франции, Италии, Америке, Германии, Японии. Посетил Вьетнам, где обучал гримерному мастерству своих коллег, театральных гриме-ров. A.M. Гольцов писал статьи о гриме в журналах "Театральная жизнь" и «Техника и технология сцены» (при МХАТ СССР.) Вмес-те со своими коллегами гримерами В.Деревцовой и М. Фалеевым на-писал книгу по гриму, которая до сих пор не потеряла своего значе-ния. A.M. Гольцов создал целую галерею портретных гримов, при этом все они были выполнены с поразительным сходством.

A.M. Гольцов - Заслуженный работник культуры РФ, имеет много боевых и трудовых орденов. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но также энергичен и активен, К нему приезжают его коллеги их МХАТа, работники Музея Художественного театра, партизаны, с кото-рыми он воевал во время войны 1941- 1945гг. Он всегда в строю!

Ирина Сыромятникова

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить