Статьи сезона 2002/03. Мода на Интернет или Интернет на моду?
Статьи

Статьи сезона 2002/03. Мода на Интернет или Интернет на моду?

Интернет определенно в моде. Быть модным - теперь значит просиживать ночи в самых странных чатах, совершать регулярный "пробег" по топ-сайтам и передвигаться по городу в темных очках, чтобы скрыть красноту глаз после ночей в он-лайне.

Мода сегодня находится в ожидании новых потрясений - и политических, и технологических. Ее благополучной эволюции может способствовать также развитие интернет-технологий. Обязательным условием перехода в виртуальность является медитативное состояние, подобное трансу перед монитором. Поскольку в киберпространстве отсутствуют физические координаты, то новая одежда будет обладать рядом необычных качеств, применимых в различных средах. Фактически она должна предохранять вас от дисконнекта.

Несколько пробных разработок пока кажутся нам нелепыми (впрочем, не более нелепыми, чем первый компьютер). Шведский дизайнер Женни Пинью заметила, что люди, разговаривающие по телефону на улице или в транспорте, становятся объектом повышенного внимания и агрессии со стороны окружающих. Желая предоставить индивидууму некое личное пространство для коммуникации, дизайнер создала коконы-капюшоны из воздухопроницаемого материала. По форме они напоминают японский бумажный фонарик. Этот пример эскапизма (ухода от действительности) в сущности своей инфантилен. Как маленькие дети, чтобы спрятаться, закрывают глаза, так и вы, надев кокон, перестаете видеть окружающих - значит, их просто нет. А что происходит внутри этих капюшонов (внутри вашей головы) - дело исключительно интимное. "Коконы" Женни Пинью экспонировались на выставке, посвященной рабочему пространству будущего в нью-йоркском Музее современного искусства.

Время общения в он-лайне значительно возрастет, поэтому уже сейчас мы можем наблюдать включение компьютеров в одежду и аксессуары. А в скором времени перчатки-манипуляторы, шапка-наушники, брюки-клавиатура вытеснят своих устарелых предшественников, которые могли служить лишь защите от влияний атмосферы. Новая одежда должна способствовать коммуникации и, в то же время, отключению от реальности. Шерстяной шарф со встроенными клавиатурой, дисплеем, телефоном, наушниками и видеокамерой пока не существует в реальности, но его создатели - студенты-дизайнеры из Бельгии и Франции уверены, что их изобретение непременно будет иметь коммерческий успех. Впрочем, сегодня, когда феномен коммуникаций, проявился очень ярко, мы уже не в силах отличить реальность от виртуальности.

Тут стоит вспомнить историю провокаций 25-летнего французского дизайнера Ора-Ито. "Позаимствовав" имиджи и логотипы известных торговых марок (Nike, Gucci, Bic и др.), он создал 3D-эскизы предметов, которые никогда не существовали в реальности. Эффект "магии виртуального" был настолько силен, что разъяренные японские модницы едва не разгромили бутик Louis Vuitton, не обнаружив в нем рюкзака, нарисованного Ито.

Разработки высокотехнологичной, "умной" одежды ведутся не только студентами-провокаторами. Пока эта ниша на рынке свободна, но вполне вероятно, что через несколько лет за нее будут бороться крупные дома мод. На протяжении пяти лет Prada совершенствует свою спортивную линию. Именно спорт нуждался в большом количестве электронных устройств (секундомеры, тонометры…), которые необходимо было органично включить в одежду. Так появились костюмы, комбинезоны, куртки и аксессуары Prada Sport с большим количеством потайных и "явных" карманов, полостей и специальных "желобов" для проводки на спине, груди, коленях и предплечьях.

Кстати, тут также стоит вспомнить, как модифицировался маленький кармашек на джинсах за последние несколько лет. Некогда он был придуман для монетки в 25 центов, но теперь в него помещается мобильный телефон. На чехлах к трубкам и пейджерам тоже был заработан не один миллион долларов.

Так что, пространства для приложения дизайнерской мысли еще достаточно.

Вместе с тем, виртуальность сопряжена с кризисом личностного общения. Глобальная компьютеризация в значительной мере поспособствовала такому феномену в моде, как унисекс. Оно никуда не делось и лишь ждет своего часа, чтобы вновь проявиться со страшной силой. Общение затруднено. В рамках тесного мегаполиса люди контактируют с помощью Интернета, где нет никакой гарантии, что ты общаешься с лицом нужного пола. Сексуальность переживает кризис. Таким образом, во внешней среде унисекс - идеальное средство для маскировки: между личностями нет разницы в одежде, длине волос, макияже, запахе, даже голос не выдает признаки пола. Пользователи не хотят координироваться с признаками пола в реальности. У них нет даже имени, просто порядковый номер ICQ или ник, который большинству окружающих ничего не говорит. А в униформе, в толпе, в Интернете спрятаться, затеряться легче.

Безусловно, мы наблюдаем пока только робкие попытки слияния новых технологий и дизайна. Нынешним модельерам чаще приходится иметь дело с карандашом и бумагой, чем с микросхемами. Но Интернет в числе их интересов стоит далеко не на последнем месте. А, значит, скоро upgrade гардероба станет для нас привычным делом.

Александр Рымкевич

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить