Как вы полагаете, что общего у короля Великобритании Георга Пятого, последнего российского самодержца Николая Второго, сэра Уинстона Черчилля, великого физика Альберта Эйнштейна, Кеннеди младшего, Иосифа Сталина и, к примеру, боксера Майка Тайсона или певицы Земфиры? Дабы не интриговать читателей этой статьи, ответим сразу: татуировка. Именно любовь к татуировке ставит в один ряд таких не похожих друг на друга людей, и точно в той же степени неприятие татуировки объединяет совершенно не похожих друг на друга людей по другую сторону баррикад.

Мы не будем пытаться объять в этой статье необъятное. История татуировки, разнообразие методов ее исполнения, ее широчайшая символика от "Не забуду мать родную" до высоко философских японских или, скажем, кельтских сюжетов, - тема для данной статьи слишком широкая. Хотелось бы попытаться определиться с одним непростым вопросом. Представьте себе, уважаемая читательница, что, к примеру, ваш крошка сын к вам пришел и спросила эта великовозрастная кроха: а татуировка - это хорошо или плохо? В смысле, доведу я этим тебя, мама, до инфаркта, а себя до порки, или ты сможешь отнестись к порче порожденного тобою, но все-таки не принадлежащего тебе лично туловища философски и с пониманием? Вот об этом давайте и поговорим.

История татуировки почти столь же длинна, как и сам род человеческий. По некоторым сведениям, она насчитывает почти десять тысяч лет. По крайней мере, науке точно известно, что татуировка была популярна уже при первобытнообщинном строе. Между прочим, о татуировке упомянуто в Книге Книг, причем, традиционно считается, что в Библии есть прямое запрещение татуировок. При этом, как правило, ссылаются на двадцать восьмой стих девятнадцатой главы книги Левита, где сказано: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен". Такой ли это очевидный запрет, вызывает некоторое сомнения, но широко известен тот факт, что современная христианская церковь относится к этому явлению в принципе отрицательно. Тем не менее, в настоящее время существует более ста официально зарегистрированных ассоциаций христианских татуировок, предлагающих услуги по нанесению татуировок с библейскими сюжетами и каноническими текстами. Данные организации, во-первых, полагают, что ношение на собственном теле такого рода священных татуировок является неким божественным символов и, во-вторых, приводит ранее не верующих людей в лоно Христовой церкви и к благочестивому поведению. В православной церкви людей с татуировками свободно допускают в храмы и крестят. Не приветствуется лишь доступность татуировки взгляду при нахождении в храме. Так что даже христианская церковь не дает по данному вопросу четкого ответа.

Попробуем апеллировать к медицине. Некоторые врачи говорят следующее: тату - угроза СПИДа, гепатита, сепсиса, чуть не венерических болезней и прочих зараз. Но есть и другие врачи. Они не без основания говорят так: сдуру можно и зуб в грязной подворотне у мусорного бачка выдирать, и тату в том же месте делать. Хотите делать тату? Это вопрос вашего вкуса, чувства меры и здравого смысла. Идите в хороший салон к хорошему мастеру, тогда риск заразиться будет так же минимален, как в любой хорошей клинике. Более того, в США и Канаде был проведен анонимный опрос врачей и работников среднего медицинского персонала. Было опрошено шесть тысяч человек. 7% из них, оказывается, имеют татуировки, а 28% абсолютно против тату не возражают. Правда, из вышеуказанных 7% абсолютное большинство сделало маленькие татуировки на определенных участках тела, деликатно закрытых для взгляда пациентов и коллег. То есть, следует признать, что единого мнения по поводу тату нет и в медицине.

Хорошо, давайте поговорим с психологами. Может, тяга к нательной живописи - это некое извращение? Болезнь? Сдвиг? Ну, как нормальный, психически уравновешенный человек может пойти на такую болезненную процедуру по доброй воле? Может, у клиента это - скрытый мазохизм, а у мастера татуировок - скрытый садизм? А может, правы не маркиз де Сад или Мазох, а старина Фрейд, который даже невинную тягу к коллекционированию марок объясняет единственно правильным, то есть сексуальным образом? Кстати, у Фрейда на самом деле были работы, посвященные тату. В картинке он действительно видел графический образ подавленных сексуальных желаний, а в самом процессе нанесения татуировки - сублимацию полового акта. Ну, а что же еще мог в этом действе увидеть Фрейд, если не половой акт? Твердый продолговатый предмет входит в мягкое податливое тело, причиняя вначале боль и проливая кровь, но при этом суля последующее наслаждение! М-да…Так вот, мнения современных психологов тоже разделились. Да, многие из них считают, что страсть к татуировке - это самовыражение человека, имеющего некоторые подавленные сексуальные проблемы и комплексы, требующие выплеска наружу. Но есть и иное мнение, что татуировка - это такое же естественное для юного возраста желание привлечь внимание противоположного пола и выглядеть старше, опытнее и круче, как первая выкуренная в компании сигарета при полном неумении и нежелании курить.

Итак, узнав мнение церкви, медицины и психологии, становится совершенно не понятно, пороть ли свое чадо за тату… Ну, а что же говорит по этому поводу общество? К примеру, в СССР татуировка была загнана в подполье. Выжить ей удалось только на зоне. Естественно, все явления социума подвержены той или иной степени мимикрии, поэтому татуировка советских времен приняла окраску единственно для себя в тот момент возможной, то есть уголовной среды обитания. Мы по сей день подвержены многим влияниям своего пионерского детства, и бытующий у нас сегодня взгляд на татуировку как на символ тюремной или блатной культуры - только один из этих рудиментов нашего с вами общего прошлого. На самом деле, блатная наколка - это не просто не вся татуировка, а лишь ничтожная, хотя и очень интересная, ее составляющая. Кстати, для тех, кто тоскует по прошлым временам и по сей день считает, что тату - это тлетворное влияние запада, позвольте привести следующий контраргумент. Учеными (кстати, советскими) были найдены останки татуированных тел, принадлежащих праславянским племенам, с ромбически-ковровым орнаментом татуировки, который постоянно присутствует в древнерусской традиционной вышивке. Праславяне пользовались для нанесения татуировок специальными глиняными штампами, а ромбовидные татуировки были неотъемлемым символом магических ритуалов древних славян, посвященных богам плодородия. Так что никакое это не тлетворное влияние запада, а свое, родное, славянское.

Раз уж начали говорить о блатной татуировке, давайте немножко поговорим об основных направлениях в тату. Существуют так называемые этнические тату, в том числе японские, китайские, кельтские, индейские, индийские, новозеландские, скифские и т.д. Широко представлены армейские тату с довольно четким определением по родам войск. Далее, разумеется, уголовные тату с типичными для них блатными символами. Широко распространены тату профессиональные, чтобы сапожника можно было отличить от пирожника. Очень популярны анималистические татуировки с изображением как реальных, так и мифических животных, птиц и рыб. Патриотические тату занимают совершенно особый ряд со своим верноподданническим изображением национальных флагов, гербов, портретов президентов и прочих государственных символов. Довольно популярны так называемые памятные тату, которые носят личный характер и делаются в память о здравствующих и почивших родственниках, событиях личной жизни, свадьбах, разводах, датах рождения детей, и так далее. Но самый интересный и многообразный вид тату - это так называемые декоративные тату, где изображение простирается от высочайшего полета фантазии до полного шизофренического бреда.

Для специалиста татуировки могут рассказать о человеке не меньше, чем самое подробное досье. Так, в уголовном мире тату является одной из наиболее достоверных "визитных карточек". Изображения на теле могут поведать не только о преступной биографии, но и о личной жизни. Более того, за свои татуировки в местах лишения свободы принято отвечать - обладатель особо престижных узоров, не подтвердив свое право на каждый из них, рискует оказаться в самом низу зоновской иерархии. Боже упаси, к примеру, заурядного уголовника нанести на грудь церковь с крестами и куполами - это привилегия лишь высшей уголовной касты, воров в законе. И, напротив, ни один зэк, будучи в здравом уме, не согласится, чтобы его спину украсили изображением петуха, пусть даже самого роскошного, или изобразили пчелу на ягодице, поскольку именно таким образом в тюрьмах и зонах принято отмечать пассивных гомосексуалистов. Дивной красоты яхта, изображенная на предплечьи или бедре хорошенькой барышни, вовсе не означает ее любви к морю, а сообщает всем заинтересованным, что перед ними - активная лесбиянка, предпочитающая в сексе насилие.

Интересно, что многие уголовные татуировки носят и особый, скрытый смысл. Так, изображение очаровательного слоника на самом деле является зашифрованной аббревиатурой СЛОН - "смерть легавым от ножа". Голова хищно оскалившегося барса является признаком того, что ее носитель принадлежит к числу особо непримиримых уголовников, но, кроме того, БАРС тоже подлежит расшифровке - "бить актив и резать сук". ИРА - это вовсе не имя возлюбленной, а честное предупреждение: "иду резать актив". Очаровательный котик на самом деле - КОТ, "коренной обитатель тюрьмы". МИР - не символ пацифизма, а "меня исправит расстрел".

Татуировки обладают серьезным смысловым значением не только в уголовном мире. К сожалению, мало осталось на свете жрецов ву-ду, индейских шаманов или северных нойд, которые могли бы поведать о сложнейшей знаковой системе, принятой в их культурах. Да и прочие представители тайных культов редко бывают разговорчивы. Тем не менее, даже непосвященным при одном лишь взгляде на таинственные изображения на телах становится ясно: здесь не обошлось без тайны.

А вот кто не скрывает смысла, своей тату-символики - так это байкеры. Впрочем, большинство из них так или иначе связаны с уголовным миром, поэтому и татуировки во многом похожи. Правда, есть и "эксклюзивные" - к примеру, обозначающие принадлежность к конкретной банде. Да и внутри каждой банды есть своя система обозначений. Так, члены самой, пожалуй, знаменитой в мире байкерской организации "Хеллз Эйнджелз", которые отомстили смертью за смерть товарища, получают право на татуировку с легендарными буквами SS в виде молнии и подписю "Филси Фью". Это звание очень почетно и означает, что байкер "отслужил за братьев".

Напоследок хотелось бы рассказать о наиболее распространенных и своеобразных женских татуировках - чтобы вы при одном лишь взгляде на человека понять, с кем имеете дело. Кстати, знание символики тату не помешает и в том случае, если вы соберетесь обзавестись аналогичным украшением. История знает немало примеров, когда ни в чем не повинные барышни становились заложницами собственного незнания, украшая себя так, что врагу не пожелаешь.

  • - роза или тюльпан на бедре или плече: 16 лет исполнилось на зоне;
  • - яхта, кораблик, спасательный круг: символ активной лесбиянки;
  • - глаз в треугольнике: символ активной лесбиянки;
  • - ангел с крыльями: знак принадлежности к воровской касте;
  • - Амур с луком, вытатуированный на животе: была судима по статье, наказывающей за намеренное заражение венерической болезнью;
  • - орел на плече: символ неповиновения властям;
  • - два лебедя: аббревиатура ЛЕБЕДИ: "любить его буду, если даже изменит";
  • - северный олень: отбывала наказание на севере;
  • - скачущий конь: символ воровки-рецидивистки;
  • - сердце, проткнутое кинжалом: убила из ревности.

Итак, крошка сын пришел к маме и спросил, можно ли ему сделать татуировку. Кстати, в действительности сюжет развивается таким невинным образом крайне редко. Как правило, кроха приходит уже со сделанной тату, так что пори эту кроху не пори - все равно поздно. Как мы только что выяснили, ни религия, ни медицина, ни психология, ни общество не имеют однозначного ответа на этот вопрос. С другой стороны, мы однозначно определили, что с древних времен человечество использует свое бренное тело, как холст для каких-то самовыражений и самопроявлений. Не получив однозначного ответа на свой сакральный вопрос о правильной реакции на тату, давайте же пойдем по пути мира во всем мире. Советуем относиться к явлению татуировки следующим сугубо философским образом. Итак. Сами не хотим - не делаем, но и не осуждаем тех, кто делает. Не нравятся нам молодые люди с татуировками - не влюбляемся в молодых людей с татуировками. Боимся, что наши дети сделают тату - по мере скромных родительских сил пытаемся убедить их, что есть много иных способов самоутверждения, которые обратимы, в отличие от тату. При этом, как и в любом другом вопросе, стараемся своим чадам привить элементарный вкус и чувство меры. Скажем, имя любимого учителя по физкультуре, увековеченное на детской груди, в 50 лет может начать раздражать самого владельца указанной груди.

А вот что-то маленькое и очень интимное, не заметное чужому глазу, но прекрасно заметное глазу не чужому, что-то сделанное фантазией и руками истинного художника, и очень личное, и очень индивидуальное, и незабываемое, и не надоедающее, и пикантное, и интригующее, то есть такое тату, которое древние бритты именовали the enigma, загадка - в конце концов, почему бы и нет - но категорически: только в хорошем чистом салоне и только у профессионального мастера!

Для тех, кого мы не убедили, хочется закончить эту статью одним очень простым доводом. Знаете, чем отличается человек с татуировкой от человека без татуировки? Первый никогда не спросит второго, почему у того нет татуировки. Таким образом, хочется верить, что от своих первых неуклюжих татуировок до настоящего времени человечество научилось не только строить космические корабли, общаться по Интернету и наносить тату более изощренным способом, но и терпимости к чужому мнению, даже отличающемуся от собственной точки зрения. Мы не за татуировки и не против них. Мы за взаимное уважение. И, кстати, маленькая бабочка на смуглом женском плечике - это все-таки очень красиво…

Георгий Михайлец

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить