Виртуальный аристократизм
К-О: Существует ли сегодня интерес к денди и дендизму?
О.В.: Дендизм характерен для переходных эпох. Интерес к нему повышается тогда, когда уходит одна культурная парадигма и на смену ей приходит другая. Сегодня налицо явный интерес к дендизму у самых разных людей, не обязательно связанных с модой. У нас активно формируется средний класс и он пока испытывает “кризис идентичности”, crisis of identity. А дендизм – одна из наиболее отработанных техник саморепрезентации. Это универсальная модель поведения в ситуациях, когда нужно минимальными средствами произвести правильное впечатление.
Исторический момент, когда возник европейский дендизм, как раз отличался таким переломным характером. В начале XIX века в Европе идет модернизация и оформляются все важнейшие институты городской культуры.
Старая аристократия утрачивала свои позиции и была вынуждена принимать в свои ряды новую буржуазную элиту. На арену вышел новый средний класс, который нуждался в апробированных канонах стиля и хотел понять законы «красивой» жизни. В результате буржуа приходилось усваивать, слегка модифицируя, аристократические модели поведения: вспомните бальзаковского Растиньяка. Его поучает не кто-нибудь, а виконтесса де Босеан: «Чем хладнокровнее Вы будете рассчитывать, тем дальше пойдете».
В плане моды средний класс берет на вооружение такую важную заповедь, пришедшую из английской аристократической эстетики, как «заметная незаметность»: костюм не должен привлекать внимание к владельцу, но обязан выдерживать пристальный проверочный взгляд знатока - весьма трудоемкий негатив. Это правило оказалось оптимальным для буржуа, которым требовалась сдержанный стиль, чтобы парвеню, пытающийся сделать карьеру, мог подать себя не как выскочка, а как благородный человек. Чтобы ему можно было и кредит дать, и в светскую гостиную на вечер пригласить, и чтобы в жестах известная доля расслабленности читалась. Так постепенно возник кодекс манер, который я бы назвала «виртуальным аристократизмом». Умение преподнести себя оказалось важнее фамильного благородства.
Джордж Браммелл, прототип всех денди, не был аристократом, хотя и вращался среди сливок английского общества. Он отточил и закрепил эту технику «виртуального аристократизма», а далее бесчисленные подражатели канонизировали его приемы.
Я думаю, что нечто подобное и происходит сейчас в России. Формируется новый средний класс, и ему нужны культурно отработанные модели поведения. Манера «новых русских» исторически себя скомпрометировала. Кстати, и в XIX веке денди немало иронизировали по поводу своих современников-нуворишей, их желания показать всем и каждому свой уровень благосостояния. В переходные эпохи особенно хочется чего-нибудь исторически выверенного.
К-О: Возникнет ли дендизм – может быть, в неких новых формах, - в будущем?
К-О: А не может ли современный денди использовать вульгарность в своих интересах и даже культивировать ее. Например, как это делали художники поп-арта?
О.В.: Для ХХ века можно выделить несколько типов дендизма, и разговор о поп-арте здесь будет весьма кстати. Возьмем Энди Уорхола, который виртуозно использовал образность массовой культуры, заключая ее, однако, в иронические кавычки. Он также прекрасно владел техникой личного перформанса. А в историю моды он вошел как автор бессмертной комбинации джинсы + классический пиджак, что теперь называется Andy Warhol look.
К-О: Может ли женщина быть денди? Помните, Бодлер прямо говорил, что «женщина – противоположность денди»?
О.В.: Отношение к женщинам у денди XIX века, особенно у Бодлера, связано с образом женщины-куртизанки. Она могла быть идеальной музой, любовницей, но не денди. Моя гипотеза состоит в том, что с начала ХХ века появляется новый тип женщины. Это – эмансипированная дама, которая «присваивает» себе дендистские манеры и эстетические принципы. Сара Бернар, Зинаида Гиппиус, Марлен Дитрих - всех этих женщин можно без особых натяжек назвать денди. Коко Шанель претендует на эту роль с наибольшим правом, потому что она не просто подавала себя, как денди, но и вручила всем женщинам достояние английской мужской моды, незаметный удобный костюм, ее «маленькое черное платье» для женщин – аналог браммелловского черного фрака по экономии выразительных средств.
К-О: Склонен ли дендизм к андрогинности?
К-О: Вспоминается образ эстета дез Эссента из пресловутого романа «Наоборот». В той же книге много внимания уделено культу искусственности...
О.В.: Культ искусственности – очень важная черта дендизма. Его истоки - постоянная готовность к чужому взгляду, объективация себя, саморефлексия – плоды культуры романтизма. Это непрерывный тренинг, который охватывает и сознание, и в тело. Герои-денди – всегда искусственны, они играют придуманную роль перед зрителем или перед зеркалом.
В этом смысле, денди – идеальная кандидатура для создания виртуального персонажа. Я вполне представляю себе денди как участника какого-нибудь интернет-форума, который занимает позицию интеллектуального провокатора.
Или возьмите излюбленный журнал западных тусовщиков Paper. Его герой – «cool guy», светская персона, и в то же время он – энтузиаст интернета.
О.В.: Одно из правил дендизма - быть непредсказуемым и опровергать штампы. Это свойство скорее более широкой категории людей, чем денди, - это атрибут «лидеров моды». У лидера моды должно быть чутье на то, что будет вскоре в моде, и харизма, чтобы продвигать свой стиль и вкус. Такие люди были во все эпохи: Алкивиад, или, скажем, молодой Петрарка. У него есть замечательные записи про то, как они с приятелем заказали остроносые туфли, которые в тот момент никто не носил. Они очень мучились в неудобных туфлях, но носили их, чтобы пофасонить и подразнить обывателей.
Но помимо внешних признаков, очень существенны внутренние императивы дендизма: ничему не удивляться, поражать неожиданностью. Не менее важен гигиенический ритуал ухода за собой - длительный период телесной медитации, когда человек приводит себя в форму. Доводит себя до такого состояния, когда, глядя в зеркало, он может сказать: «Я себе нравлюсь». Это и становится источником светской самоуверенности. Теперь денди может достойно выдержать любой враждебный или оценочный взгляд.
О.В.: Дизайнер, которого нанимает известный Дом моды, связан контрактом и независимость его самовыражения и суждений имеет свои границы. Другое дело – его личный стиль. Карл Лагерфельд явно подает себя на публике как денди. Его манеры, аксессуары (веер и темные очки), недавнее резкое похудение, парадоксальные высказывания – все это выстраивает весьма структурный образ. Символично, что он стоит во главе дома Chanel.
Интересно отметить и такой логический пируэт: сейчас в моде тон задают англичане, работающие во Франции и Италии – Джулиан Макдональд, Джон Гальяно, Стелла Маккартни, Александр Маккуин. Это похоже на развитие моды в XIX веке, когда англичанин Чарльз Ворт организовал первый кутюрный дом во Франции и практический дендизм туманного Альбиона стал определять погоду на континенте. Англия – это страна традиций, и в том числе есть замечательная традиция нарушать традиции. Диктат здравого смысла требует для противовеса толику абсурда, отсюда – и лимерики, и британская культура эксцентрики, розыгрышей, «практических шуток». Аналогично консервативный джентльменский костюм на одном полюсе уравновешивается авангардом и дозированным использованием китча в одежде. Так что англичане – очень взрывоопасная смесь для моды.
Интервью: Арсений Загуляев
Отзывы : 0