Выставка «Взгляд из Германии. Шедевры из собрания Дойче Банк» очень логична в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Музей, чью славу составляют коллекции Щукина и Морозова, принимает более 140 произведений из крупнейшего корпоративного собрания, выросшего за четверть века до 50 тысяч единиц хранения.

Русские капиталисты начала ХХ века покупали картины Гогена и Матисса задолго до того, как за них стали драться коллекционеры. Дойче Банк (Deutsche Bank) последовательно поддерживал современных художников и авангардное искусство.

Символичен жест бывшего члена правления банка Херберта Цаппа. Когда он собирался на открытие выставки столпа немецкого концептуализма Йозефа Бойса, то отдал художнику свой лимузин, а сам пересел в машину сопровождения.

Выставка дает возможность увидеть, что такое стиль жизни могущественного финансового учреждения; его неброскую роскошь, сдержанную силу и скромное обаяние. Ведь представленные картины и скульптуры – это часть интерьера отделений Дойче банк в разных странах мира.

В деловом центре Германии Франкфурте-на-Майне расположены две башни DB. Каждый их этаж посвящен одному художнику, так что, заходя в лифт, вы нажимаете кнопку, например, «Георг Базелиц». Перемещаясь с этажа на этаж, вы можете совершить путешествие по стилям и школам немецкого искусства 1970-80-х годов вплоть до верхушек, занятых Хорстом Антесом и Бойсом. Спектр направлений в коллекции весьма широк. Единственное условие для арт-дилеров: работы должны быть уместны в обстановке офиса, т.е. в них не должно быть порнографии и оскорбительных для сотрудников или посетителей тем.

Дойче Банк удалось приобрести много работ и классиков немецкого модернизма первой половины ХХ века. На нынешней выставке представлены и превосходная «Беременная девушка» Э.Барлаха, и работы Модерзон-Беккер, предвосхитившие «Синего всадника» и «Мост».

Невольно задерживаешься перед «Мужчиной и женщиной» и «лошадьми на морском берегу» Эмиля Нольде, скальда северного цвета, застывшего на грани романтизма и иррационального.

Конечно, «Взгляд из Германии» в России не обошелся без Кандинского, как художника из России, перебравшегося в Мюнхен, его ученицы и подруги Габриэле Мюнтер и партнера по «Синему всаднику» Франца Марка.

Третий зал составляют художники группы «Мост» и Макс Бекман. Волшебный пейзаж Эрнста Людвига Кирхнера «Горы Белая Скала и Овечья голова» напоминает и декорации Бакста, и Рериха, и ранние фильмы Л.Рифеншталь. Его яркие краски перекликаются с индустриализмом «Фабрики в Хемнице» и «Сигнальной станции» К.Шмидт-Ротлуфа.

Панорама большого города, где накалены все страсти, будь то секс, нажива, воля к власти над толпой, разворачивается у Дикса и Гросса и прихотливо вуалируется у Клее и Швиттера.

Пятый и шестой залы открывают развитие модернизма и постмодернизма в разделенной Германии. Архаическое мифотворчество В.Баумайстера («Гильгамеш и Энкиду») и Э.В.Ная («Паоло и Франческа») соседствуют с загадочным К.Клаусом, чтобы перейти к конструктору современных мифов Бойсу. («Две барышни со светящимся хлебом», «Женщина-астронавт»)

Седьмой, самый «молодой» зал представляет искусство с 1970-х по настоящее время. Там можно встретить и новое осмысление Малевича Блинки Палермо, Ими Кнебель и, что особенно шокирует посетителей, картины из писчей бумаги и скрепок Карин Зандер. Точнее лист бумаги с пятью скрепками выстроенными по восходящей траектории – образец концептуалистской вещественности и минималистской эстетики.

Арсений Загуляев

Выставка «Взгляд из Германии» проходит с 17 ноября 2004 года по 16 января 2005 года в Музее личных коллекций (Москва, Волхонка, 14).

Выставку представляют

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Музей личных коллекций

Дойче Банк

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»

Официальный информационный партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – издательский дом «Аргументы и факты»

Информационные спонсоры: «АртХроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», РИА «Новости», Moskauer Deutsche Zeitung, «Московская правда», «Креатив&creativity», «Красота-Онлайн»

Информационная поддержка: «Труд», "Мезонин"

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить