Термин "гранж" появился в 1957 году в рок-альбоме Джони Бернетта. В 1965 его стали использовать в англо-американском подростковом сленге. Уже 1972 году музыкальный критик Лестер Банс употребил "grunge" для описания стиля гитарной рок-музыки. Он означал "грязное, искаженное" звучание, характеризовался хриплым звуком гитары, сильными риффами и тяжелой барабанной игрой. Быстрый взлёт популярности музыкального стиля привел к изменениям в тенденциях моды, киноискусства, дизайна. В начале 90-х его темы социального отчуждения, апатии, стремления к свободе были особенно актуальны среди молодёжи.
Стиль Гранж в музыке
Гармония музыкального гранжа строилась на смеси тяжелого рока, старомодного рок-н-ролла и панка, который к концу 80-х начал терять популярность. Многие музыканты, связанные с субкультурой гранж, подчеркивали влияние музыки ранних панк-групп на свое творчество. Среди них ярко выделялся Курт Кобейн, вокалист группы Nirvana. Он олицетворял саму субкультуру, выступал в обычном свитере размера oversize, рваных джинсах и кедах. Его образ отличался непритязательностью, был абсолютно понятен молодому поколению, как и сама природа его музыки.
Многие известные рок-музыканты признают проблемы определения четкого понятия гранж. Музыканты Rolling Stones считают попытки объяснить его суть тщетными, поскольку термин скрывает в себе "множество стилей". Трудно выделить его как цельное направление, подобно року 80-х. В нем нет четких граней. В каждой музыкальной гранж-истории слышны отголоски панк и рок субкультур.
Влияние на модные тенденции 90-х
Гранж стал полной противоположностью сумасшедшего, экстравагантного панка. Если обязательной атрибутикой панк-музыкантов были кожаные куртки, рубашки без рукавов, металлические цепочки и заклёпки, то гранж-рокер повсюду одевал одежду из магазина эконом класса. Модные тенденции изменились кардинально! Поклонники стиля гранж стали носить фланелевые рубашки поверх маек с логотипами, потрепанные джинсы, черные ботинки типа Доктор Мартенс на низком каблуке.
Кортни Лав, жена Курта Кобейна, одевалась в стиле "несносной девчонки". Она черпала вдохновение в образах певицы Кристины Амфлетт из австралийской группы 80-х Divinyls. В свое время австралийка привлекла внимание выступлениями в школьной форме и чулках из ажурной сетки. Кортни предпочитала носить провокационные наряды, комбинируя в образе рваные колготки, туфли Mary-Jane или кожаные ботинки, тяжелый макияж с темной подводкой для глаз.
Первый выход гранж на модный подиум NYFW
Сегодня Курт Кобейн - культурная икона, почти того же уровня, что и Мэрилин Монро или Джеймс Дин. Его музыкальный талант и неряшливый стиль покорили не только поколение молодёжи 90-х. Он произвёл сильнейшее впечатление на молодого дизайнера Marc Jacobs. Будучи креативным директором дома моды Perry Ellis он решился на смелый шаг - вывести гранж на подиум NYFW SS 1992. Как раз в этот год талантливый 29-летний кутюрье был признан лучшим мастером женской одежды Нью-Йорке. Этот факт придал ему уверенность в успехе новой моды. Однако коллекция Nirvana Tribute была резко раскритикована.
В своем комментарии о весеннем показе Marc Jacobs SS 92 модный критик Кэти Хорин написала:
Гранж - это анафема моды. Редко можно увидеть на подиуме сознательно созданную, неряшливую коллекцию с такой высокой ценой.
Марка Джейкобса ждали многочисленные осуждения журналистов, редакторов и покупателей. Через несколько недель после того, как модели покинули подиум в кашемировых пледах и вечерних платьях, он был уволен из дома моды, а сама линия закрыта. Лекала моделей так и не поступили в производство, оставшись на бумаге. Для кого-то это событие могло сигнализировать о завершении карьеры. К счастью пионер модного молодёжного стиля получил приглашение от Luis Vuitton, и в последствии открыл свой дом моды. Только 20 лет спустя Кэти Хорин отказалась от своего заявления о "неудачной гранж коллекции".
Возвращение гранж на подиумы и в уличный стиль
Стилистическое направление grunge многократно появлялось в последующие десятилетия. Осенью 2013 года сразу два знаменитых дома моды Yves Saint Laurent и Dries Van Noten вернули на подиумы гранж 90-х.
Коллекция Хеди Слимана для YSL была создана как расширение мужской линии одежды, показанной в январе того же года. Модели мгновенно покорили публику. В этот раз модные критики были в восторге от винтажных цветочков, неряшливых кардиганов, рубашек в шотландскую клетку, полосатых свитеров и блестящих платьев, украшенных ироничными нитями жемчуга и черной лаковой кожей. Знаковым атрибутом образов стали "байкерские" сапоги.
Дриз Ван Нотен изменил вгляд на гранж и его порой нелепые комбинации одежды. Экспериментируя с тканями, фактурами, формами, он создал изысканную коллекцию, где в каждом образе чудесно сочеталась мужская динамика и женская легкость. Самый простой пример - объединение серого свитера из кашемира, клетчатой рубашкой из органзы, свободно спадающей на брюки из муслина с цветочным мотивом.
Вернувшись на подиумы и улицы летом 2017 года, гранж вновь завоевал сердца законодателей моды и модниц. Он уверенно диктует новые модные тенденции, предлагает взглянуть на коды 90-х сквозь призму идей известных кутюрье и не бояться экспериментировать с клетчатыми рубашками, "галактическими" гетрами, свитерами размера oversize.
Отзывы : 0