Продолжение. Часть 1.
Провокационные идеи
Зададимся вопросом: чем провоцировать? Сегодня есть несколько животрепещущих и частично табуированных тем: секс, насилие, неполиткорректность любого рода, наркотики, насмешки над традициями, политический экстримизм.
Аромат. Мода лето 2018. Лучший аромат в подарок: Рейтинг самых стойких ароматов для женщин на "Лето 2018"
Насилие. Не подходит. Парфюмерия должна рождать положительные эмоции. Но, как руководящая идея, ни в коем случае. Это, кстати, еще один камень в огород Shaheed-а. Хотя, что-нибудь эстетское в духе Хельмута Ньютона, может и сыграть. Особенно в женской парфюмерии. Это современно. Вспомните Hugo Deep Red и усильте образы. Сильная женщина берет верх над слабым мужчиной.
Неполиткорректность. Может быть, но не сама по себе, а как оттенок к теме "Секс". К тому же она должна быть подана с иронией и без пошлости.
Насмешки над традициями. В эпоху глобализации ими никого не удивишь. Они только заденут часть потенциальных потребителей, но не вызовут шока. Пример: парфюмерия для собак Oh! My Dog. Кощунственное название, поскольку Dog - это God (Бог) наоборот. Но кого оно шокировало?
Остаются секс и наркотики. Именно эти темы прочно срослись с имиджем парфюмерии. Они в основном и используются провокаторами из мира ароматов.
Наркотики. Химические соединения, которые вызывают определенные эмоции. Их можно вдыхать. Нажатие на пульверизатор вызывает ассоциацию со шприцем. Между наркотиками и парфюмерией существуют ассоциативные связи. Но не используйте топорную пропаганду - так небольшие намеки, соответствия. Сгущайте туман недосказанности, как у Opium.
Атрибуты для шокинга
Шокирующие образы рекламной кампании - только одно из полей для воплощения провокационных идей создателей бренда. В случае парфюмерии ими могут в разной степени быть:
Некоторые линии 1940-х воспринимались в ту эпоху вполне спокойно, но сегодня вызвали бы большой переполох (Gay Whirl, Gay Divorcee, Glitter Gay).
В 1950-1960-мы практически не встретим провокационных названий. Изящная простота, без былой вычурности ар-деко.
В 1977 году Сен-Лоран взорвал рынок, предложив Opium (см. врезку).
Самым скандальным названием 1980-х стало Obsession ("Одержимость"). Само по себе оно вызвало лишь несущественные нарекания. Но Кельвин Кляйн усилил эффект, представив на рекламном плакате Obsession for Men обнаженную Кейт Мосс, выглядевшую как девочка-подросток. Образ и название вместе стали провокацией. Кляйна мгновенно обвинили в потакании педофилам.
Opium в 1970-х из-за своей гениальной простоты практически исчерпал тему шокинга при помощи наркотических ассоциаций. С тех пор любую парфюмерию с нарконазванием будут сравнивать с детищем Сен-Лорана. Можно быть уверенными, что подражания будут хуже оригинала. В 1999 Том Форд выпустил Rush (на сленге - удовольствие от приема наркотиков), а через год Rush for Men. Затем - Rush 2. От "Раша" к "Рашу" провокационный эффект уступал место стандартным технологиям продвижения.
У Vivienne Westwood обе парфюмерные линии названы с изрядной долей провокации. Libertine ("Развратница") и Boudoir ("Будуар").
В новом веке можно быть уверенными, что провокационные названия сохранятся. Уже есть примеры: Dior Addict, а также FC UK Him и FC UK Her. Первое переводится как "зависимость" - прямая ассоциация с наркотиками. Второе и третье усиливает ассоциацию названия бренда French Connection United Kingdom известным английским ругательством.
Одним из немногих исключений является флакон Sleeping Эльзы Скиапарелли. Он выполнен в форме свечи с красным верхом, имитирующем пламя. Сразу же после выпуска дизайнер была обвинена в эксплуатации фаллических образов.
Аромат. Казалось бы, аромат - то, вокруг чего потом и крутятся все идеи разработчиков концепции бренда и его атрибутов. Парадокс в том, что сам по себе он не должен шокировать.
В релизах часто пишут "провоцирующий аромат", но это мало соответствует действительности. Если шокирует сам запах, это означает, что он достаточно резкий, специфический и вряд ли получит широкое признание в течение долгого времени. Исключение - рынки Ближнего Востока и России, где потребители часто выбирают духи, способные шокировать европейцев, но вполне приемлемые для аборигенов.
Очень хорошо, если аромат яркий, необычный, даже провокационный в известных пределах. Но на него не стоит делать основной ставки в шокинге. Он - база, на которой строится провокационная тактика продвижения, более четко проявляющаяся в других атрибутах бренда.
Шокирующий запах может быть модным, но только непродолжительное время. Пройдет мода и его будут называть вульгарным.
Opium был выпущен примерно в то же время, что и Giorgio. Это - тоже нелегкий аромат, хотя с ним пускали в рестораны. У него было множество других шокирующих атрибутов, но аромат сумели удержать в рамках приличия. Результат: Opium - до сих пор среди хорошо продаваемых ароматов. У него есть множество преданных поклонниц по всему миру.
Ароматы Vivienne Westwood названы Libertine и Boudoir. В их рекламных кампаниях Вествуд, создательница стилей панк и эксцентричный денди, использовала эротические с налетом фетишизма образы. Но сами ароматы - пример прекрасной сбалансированности. Даже причудливое сочетание специй (кардамон, гвоздика, ваниль), цветов (флердоранж, гиацинт, сирень) и сандала с пачули в базе у Boudoir вполне переносима! Все, кто хочет шокировать, должны учиться у Вивьен Вествуд, как делать провокацию изящной.
Арсений Загуляев
P.S. Сравните рекламу Schiaparelli и Bijan, 1-ю и 2-ю иллюстрации. Много общего? Правда, в отличие от Готье (см. часть 1) авторы пошли не по пути прямого заимствования, а стеба над прошлым.
Продолжение следует
Отзывы : 0