Художники улыбаются

Карикатуристы - безжалостные люди. Модницы и модников во все времена не могли избежать их внимания.

Карикатуры на модников и модниц встречаются на страницах рукописей XVI в. Так на одном рисунке изображена девушка в длинном узком платье с рукавами в виде узких больших мешков, на голове прическа из завитых волос, украшенных тонким обручем-филлетом. Карикатурист поместил маленьких чертей на каждую часть туалета девушки, которую он считал наиболее экстрававантной: рукава, подол, зеркало, прическу.

Осмеянию подвергались наряды времен готики. В средневековой книге "Зеелемвундергартен" можно увидеть рисунок "Черт сидит на шлейфе", который датирован 1485г. Художник смеется над нарядом замужней женщины,над длинным шлейфом, который называли "хвостом дьявола". Много карикатур было посвящено головным уборам, чепцам "сахарная голова", "паруса" и др.

Особенно смешными выглядят карикатуры на большие "алонжевые" парики XVII в., времени барокко, а также на каркасные парики эпохи рококо.

Высокие каркасные парики требовали не только мастерства куафюров, парикмахеров высокой квалификации, но и старания инженеров, слесарей, декораторов. В общем есть где разгуляться ядовитой фантазии карикатуриста.

Не удивительно, что излюбленными сюжетами были дамы, сидящие на стуле и взбирающиеся на крутую лестницу, чтобы достичь вожделенной прически, парикмахеры. Не только гребнями и щипцами вооружены мастера на картинках, но и инструментами для измерения.

Также как и дамские прически, объектом острот и шуток как окружающих стал внешний вид жеманных мужчин Галантного века. Особым осмеяниям подвергались предтечи денди, "макарони", "энкруаябли" (названные так в честь сложных и пышных шейных платков) и "мервьезы".

На денди также часто рисовали карикатуры и шаржи. Во Франции самыми "карикатурованными" песонажами стали поэты Теофиль Готье, прославившийся появлением в опере в ярко-красном жилете, Бодлер (зеленые волосы, розовые перчатки и лакированные ботинки) и Виктор Гюго.

Через пролив и через полвека от них не отставали модники Б.Дизраэли и Оскар Уайльд. В случае Дизраэли собственно модными можно признать только ранние карикатуры, до того, как он активно занялся политикой, а был просто молодым лондонским повесой.

Уайльд же не покидал английские сатирические журналы от своих первых эстетических опытов с подсолнухом до рокового процесса. Среди злых и часто плоских карикатур на него выделяются рисунки другого эстета и денди Макса Бирбома, проникнутые дружеской иронией по отношению к "слабому великану эгоисту".

В России карикатура на модников и модниц стала неотъемлемой частью лубка XVIII века и иллюстраций журналов Новикова. В наших условиях объектом насмешек становилась не только "модность" и вычурность как таковые, но и, как сказали бы в Советском Союзе, "преклонение перед Западом". Модники получили кличку "петиметры" от французского "пти метр", маленький любовник.

Карикатура существует и в наши дни, она высмеивает бытовые пороки и перегибы моды. Теперь осмеянию подвергаются не только костюмы и прически, но и домашний быт, поведение.

И.Сыромятникова

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить