Свой творческий путь, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк по прическам, автор более десяти книг Ирина Сергеевна Сыромятникова образно называет "сладкой каторгой". Сейчас Ирина Сергеевна преподает искусство грима на кафедре мастерства актера в Высшем театральном училище им. Щепкина . Ей – долгие годы проработавшей гримером в Московском театре сатиры — хорошо знакомы все тонкости этой непростой профессии.

     Поэтому нам интересно было поговорить с человеком, который практически всю свою жизнь провел рядом с актерами и знает их "кухню" изнутри. Впрочем, разговор с Ириной Сергеевной получился не только о театре. Хотя начался именно с него:

      - Ирина Сергеевна, когда вы говорите о театре, вы становитесь как будто другим человеком. Такое впечатление, что без театра вы просто не можете жить...

     - Я очень люблю театр. Встреча с актрисой театра Таирова (теперь это театр А.С.Пушкина) Еленой Шлейфер предопределила мою судьбу. Я ходила на спектакли по контрамаркам, которые Елена Владимировна раздавала нам – подросткам. Эту великую актрису я считаю своей "театральной крестной матерью". Мне хотелось иметь любую профессию в искусстве, чтобы меня окружала живопись, искусство, театр. Конечно, стать актрисой я, в общем-то, и не мечтала. Но всегда хотела находиться рядом с этими интересными людьми, и мои родители наняли мне преподавателя по рисованию, чтобы я могла поступить на художественно-гримерное отделение в Московское театральное художественно-техническое училище (ТХТУ). Получив профессию гримера, я реально могла приблизиться к удивительному миру театра.
  
      - Почему вы решили пойти преподавать?

     - Вы знаете, это произошло совсем случайно. Уже работая в Московском театре сатиры, на репертуарной доске я увидела объявление о приме в ГИТИС. К экзаменам я готовилась ночи напролет, и в результате моя фамилия появилась в списке зачисленных в институт. Пять лет я училась хорошо и даже шла на красный диплом, но не получила его из-за нашего военрука, который поставил мне низкую оценку за то, что я назвала ему не все "качества строителя коммунизма". Не смотря на этот печальный факт, годы обучения в ГИТИСе остались самыми приятными в моей жизни... Поскольку я училась и параллельно работала, то со временем мне пришлось уйти из театра, и я снова пришла в свое родное ТХТУ, где начала преподавать на гримерном отделении. Потом уже у меня были курсы по истории прически, истории костюма, истории культуры.

      - Видимо тогда вы и попробовали себя в качестве составителя учебников?

     - Да. Никакой методической литературы практически не было. И вот однажды нас, педагогов, вызвал директор училища и каждому предложил написать учебники для своих отделений. Я и не предполагала, сколько страданий и мучений сулит мне это предложение...

      - Тем не менее, вы стали автором нескольких учебников и книг, которые использовало в своей учебе и практике не одно поколение парикмахеров и визажистов. Наверняка вы и сами немало нового узнали, работая над составлением такой специальной литературы?

     - Конечно! Лицо, прическа – это всегда творческая работа, постоянно требующая нового материала. Я постоянно нахожусь в поиске новой информации – по-прежнему хожу в библиотеку, читаю самую разнообразную информацию по теме.

      - Ирина Сергеевна, вы видели разных актрис. Читали о многих. Кто из них вами наиболее любим и почитаем?

  
     - Для меня идеал женщины и актрисы - Грета Гарбо. Она была ликом века - романтический налет, печальные глаза. Я даже видела штрих на одной фотографии: ей сделали "падающий глаз", который придал ей какую-то трагичность, загадочность. Лицо Греты Гарбо не надоедает. Оно несет покой, умиротворенность. Гарбо была статная, эффектная и замкнутая, но рано ушла из кино, тем не менее, все ее роли были значительными.

      - А из советских актеров кто для вас наиболее интересен?

     - Людмила Целиковская и Валентина Серова - они были идеалом девочек моего времени, под них подстраивались, копировали, выщипывали брови в ниточку, как у них.

      - Когда вы начинали работать гримером, вам доверяли гримировать ведущих актеров или у них были личные гримеры?

     - Законы театра очень суровые. Мы были воспитаны на уважении, присутствовала субординация. Конечно, известных актеров гримировали профессионалы со стажем, а мы были девчонками, поэтому накладывали грим актерам тогда не очень известным - Кожакиной, Петковой, Коротаевой. Правда, когда были гастроли по стране, я работала со всеми актерами, и они относились ко мне очень терпимо.

      - Вы преподаете в "Щепке". Что вы можете сказать о сегодняшних студентах?

     - Последние 15 лет я читаю лекции для, так называемых, национальных студий. Могу сказать, что студенты формируются только к 4 курсу. Я очень люблю заниматься с национальными студиями. Но мне нужно много читать, чтобы соответствовать уровню своих учеников. У них огромное стремление что-то узнать, они стараются расширить свой кругозор. Они помешаны на театре, и это радуем меня как человека преданного театру.

      - А как бы вы охарактеризовали то, чем занимаетесь и чему посвятили всю свою жизнь?

     - Я очень много работаю, я – как трудовая лошадка. Материал идет мне в руки - в этом плане я человек удачливый. Но мне ничего не достается просто так. Успех приходит только после долгой тяжелой работы.


Беседовала Елена Хакимова

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить