Искусство спектакля. Оперная сценография Франко Дзеффирелли

Статьи

C 11 мая по 11 июля в Музее личных коллекций (Москва, Волхонка 12) представлена выставка оперной сценографии Франко Дзеффирелли Искусство спектакля, проводимая в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». Экспозиция охватывает его творчество с конца 40-х годов по сегодняшний день.

Имя прославленного мастера итальянского кино, драматурга, художника и пропагандиста оперного искусства Франко Дзефирелли известно в России с давних пор. Для советского кинозрителя одним из самых ярких и запоминающихся событий конца шестидесятых стал выход на экраны режиссерской версии шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» с музыкой Нино Роты и трогательной юностью главных исполнителей - Оливии Хасси и Леонарда Уайтинга. Впечатляюще велик список созданных Дзефирелли фильмов: россиянам хорошо знакомы многие из них – от сюжетов Шекспира до классических мелодрам по романам Шарлотты Бронте - «История черноголовки» и «Джейн Эйр». Включая одну из самых зрелищных в мире экранизаций Евангелия - «Иисус из Назарета» и пронзительно трогательное повествование о великой оперной певице «Каллас навсегда», они представляют творческую индивидуальность режиссера, обладающего репутацией непревзойденного мастера визуально щедрых и пышно костюмированных постановок, с глубоким проникновением в психологию героя и характер действа.

Но, несмотря на огромную популярность его экранизаций классики, самым значительным вкладом режиссера и художника в мировую культуру являются театральные работы. Блистательные постановки оперных и балетных спектаклей на сценах миланских Пикколо Скала и Ла Скала, Метрополитен-Опера в Нью-Йорке и Ковент-Гарден в Лондоне, парижской Гранд-Опера и Государственной Опере в Вене. «Золушка», «Турки в Италии», «Паяцы», «Отелло», «Кармен», «Фальстаф», «Борис Годунов» и «Дон Жуан» - в нескольких вариантах постановок созданы за шесть десятков его плодотворной работы. Крупными событиями последних лет были осуществленные Франко Дзефирелли показы опер «Травиата» и «Тоска» в Москве с авторской сценографией и режиссурой.

Здесь можно увидеть монтажные листы к его фильмам, наброски и эскизы костюмов, проекты декораций и костюмы к драматическим спектаклям и операм, осуществленных в театрах Италии, США, Франции, Австрии и Великобритании: раннюю работу к пьесе Теннесси Уильямса, темперные эскизы к легендарной постановке «Нормы» Винченцо Беллини с Марией Каллас, акварельные рисунки к «Аиде» Джузеппе Верди.

Не стоит клеить на выставку ярлык «ретроспектива». Ведь под многими работами стоит дата 19 июня 2004 года, т.е. дата грядущей премьеры - «Мадам Баттерфляй» на ARENA di VERONA.

Хотя, конечно, выставка дает возможность сравнить творчество Дзеффирелли разных этапов его пути. Например, в одном зале представлены и первая миланская «Травиата» 1960-х годов, кино опера «Травиата» 1982 года, «Травиата» 1998 года в Нью-Йорке и совсем недавняя, ту, что видели в декабре в Большом театре в Москве -«Травиата» 2002 года.

На открытие выставки приехал сам Мастер. Глава Bosco di Ciliegi, организатор и идейный вдохновитель фестиваля Михаил Куснирович рассказывал, с какой энергией этот немолодой уже человек сам расставлял экспонаты, перемещался по залам и не только давал указания, но и лично развешивал картины и подкрашивал манекены.

Слово Франко Дзеффирелли: «В этом году, благодаря компании Bosco di Ciliegi, мне удалось осуществить в Москве два невероятных проекта, которые для меня тесно связаны друг с другом: выставка сценографии «Искусство спектакля» в стенах ГМИИ им. Пушкина и ретроспектива моих фильмов. Честно говоря, нет моей огромной заслуги в том, что выставка моих сценографических работ состоится в Москве. Во время незабываемых дней, которые я провел осуществляя постановку оперы «Травиата» в Большом театре, я получил невероятное удовольствие и стимул продолжить свое сотрудничество в России. Во многом меня подтолкнули к этому мои русские друзья».

Выставку представляют

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА
BOSCO DI CILIEGI

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»

Информационные спонсоры ГМИИ им. А.С.Пушкина: «АртХроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», РИА «Новости», «Креатив», «Ваш досуг», «Новый мир искусства», радиостанция «Маяк», «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU).

Информационная поддержка ГМИИ им. А.С.Пушкина: «WHERE Moscow», «Мезонин»

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить