Продолжение. Начало - 15 мая

О Ламановой написано немного, но в мемуарной литературе можно встретить теплые слова о ней. Актриса Софья Пилявская, вспоминала в своих воспоминаниях Грустная книга", что появление дам аплодисменты вызывал ламановский костюм Анны Карениной в одноименном спектакле. В 1932 г. Надежда Петровна делала костюмы также для "Бесприданницы". А через три года полностью одела актрис МХАТа во время турне театра по Дальнему Востоку: запомнились вечерние туалеты из крепдешина, выкрашенного в разные цвета, в том числе лимонный и розовый.

Станиславский постоянно обращался за советами к Надежде Петровне и называл ее "портнихой-художником".

Н.П. Ламанова сотрудничала и с другими театрами. Так в Театре Советской Армии ей созданы костюмы для спектаклей "Последняя жертва" по А. Островскому и к горьковским "Мещанам", "Полководцу Суворову" Бехтерева и ''Сну в летнюю ночь".

Е.Н.Черевко вспоминала, как она, молодая актриса была па примерке к "Мещанам и чувствовала себя очень неловко, когда всеми признанная Ламанова стояла перед ней на коленях, лично делая наколки.

И для знаменитой "Принцессы Турнадот" в Вахтанговском костюмы были созданы Ламановой, так же как и для "Гамлета" и спектакля "Коварство и любовь".

Много лет спустя в своей книге "Костюм для сцены" известный художник-искусствовед Р.В. Захаржевская так писала о Ламановой: "…Ее пальцы оживали при соприкосновении с тканью, и ткань оживала под ее пальцами. Глядя на ткань, она уже в ее существе видела форму… Ее руки хочется сравнить с руками хирурга и скрипача, скульптора и графика. Эти руки из ткани лепили складки, рисовали светотень, проводили графические линии, лепили объем. Она была великолепным живописцем. До сих пор помню ее костюм из спектакля "На всякого мужреца довольно простоты" А.Н. Островского" в театре Красной армии. ИТогда мы, молодые художники театра, с большими предосторожностями приносили эти костюмы к себе в декорационную мастерскую и писали их, как самый изысканный натюрморт. "

Туалеты Ламановой стали настоящими произведениями искусства. Так на выставке, посвященной 100-летию МХАТа в 1998 году костюм "Анны Карениной" вызвал восхищение признанных художников, например, у П.Каплевича и художника по головным уборам Э.Ермаковой.

Э. Ермакова вспоминала, что однажды во время ее работы во МХАТе подбирали костюмы для Ирины Мирошниченко из запасников 9 театра. Костюмерша принесла два туалета, одно платье было темное все расшитое стеклярусом, другое светлое с воротником из белого пике, по форме напоминало "матроску".

Портрет Ламановой работы В.СероваПримерив эти костюмы для спектакля "Чайка", актриса преобразилась, все замерли, до того подействовала магия таланта Н.П. Ламановой. Возможно, все были поражены тем, что спустя нескольких десятилетий костюмы оставались в прекрасном состоянии.

Среди личных бумаг Ламановой найдена справка, подписанная К.С. Станиславским, который характеризовал ее как талантливого мастера костюма, с которым он проработал более 30 лет. Он писал: "Такое долгое сотрудничество с Н.П. Ламановой , давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма".

Ламанова успешно работала и по созданию костюмов для кино. Советская киноклассика - "Поколение победителей", Цирк", ^Александр Невский", " Ревизор" - все это "от Ламановой". Также она принимала участив в работе по костюмам "Иван Грозный", "Аэлита".

Изучая наследие Ламановой, специалисты утверждают, что она помогала развивать чувство стиля, движение и ритм, воспитывала особое отношение к костюму как к эстетическому объекту.

Надежда Петровна считала главным непринужденность, это было ее основным условием при владении костюмом в жизни и на сцене. Она утверждала, что к какой бы социальной группе не принадлежал человек, он должен чувствовать себя удобно, уютно. Ламанова полагала, что одеваться нужно согласно своей индивидуальности, характеру, вкусу, подражать кумирам слепо - не стоит. Одежда должна соответствовать -времени суток, назначению и месту.

Она советовала не загружать гардероб большим количеством туалетов. Ведь разнообразия можно достичь переменой деталей: воротника, манжет, галстука. Главное чтобы ощий вид был аккуратный, подтянутый, приятный для окружающих.

Экстравагантные туалеты влекут волну подражания, зависти, желания соперничества, соревнования. Обладатель подобного туалета может привлечь всеобщее внимание, вызвав или восхищение или осуждения, в человеке он подчеркнет стремление к превосходству.

И.Сыромятникова

На следующей неделе: об отношениях Ламановой и советской власти.

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить