Мастер класс для начинающих
Какова природа творчества человека? Философия, психология и другие науки пока еще не дали ответа на этот вопрос полностью, а только "нащупали" его. Правда, сегодня уже можно сказать, что это природа деятельности, в которую погружен человек. По-видимому, она неодинакова для практиков, с одной стороны, для артистических личностей - с другой и для вербалистов - с третьей.
В структуре творчества различных личностей можно выявить много сходного, и главное, что его природа может быть либо образной, либо абстрактно-логической, либо смешанной. В искусстве, как правило, преобладает образный характер творческого процесса, ведь если в научной деятельности природа творческого процесса обычно состоит в нахождении новых связей и закономерностей, точном выявлении причины и следствия, то в искусстве творческий процесс должен выливаться в определенные художественные формы, соответствующие характеру собственно творческого процесса.
Деятельность парикмахера-модельера - настоящего творца, мастера своего дела наиболее близка к деятельности художника. И тот и другой ищут соответствие внешнего облика человека его внутреннему миру, стараясь приблизить натуру к какому-то идеалу, существующему в сознанию Мастера.
При этом можно выделить несколько типов мышления по нарастающей их сложности.
Так называемый линейный тип мышления характерен для парикмахеров, которые способны только копировать прическу - независимо от индивидуальных особенностей Клиента. Как правило, у мастеров с таким типом мышления есть несколько стереотипных причесок, которые они применяют постоянно и при любых обстоятельствах.
При плоскостно-разветвленном типе мышления во время создания прически Мастер старается приблизить "данную прическу к даной голове". Это приводит к тому, что получившаяся модель существует как бы сама по себе, отдельно от Клиента.
Объемно-разветвленный - третий тип мышления, при котором Мастер, создавая прическу, использует не только все свои знания и опыт, но и заставляет себя мыслить образно. Часто это приводит к созданию такой линии стрижки или формы прически, которая на первый взгляд далека от "первоисточника", но подходит Клиенту идеально. Мастер с таким типом мышления способен удовлетворить Клиента как с практической, так и с эстетической точки зрения.
И, наконец, четвертый, высший, голографический способ мышления присущ творцам, настоящим мэтрам, способных к созданию новых и ломке старых эталонов причесок, разрабатывающим новые направления в сложном парикмахерском искусстве.
Любопытно, но при исследовании творчества этих мастеров было отмечено, что название типа их мышления - "голографический" - как нельзя лучше подходит и к процессу создания ими причесок. Большинство таких парикмахеров обладает своеобразным "внутренним экраном", на который они "проецируют" голографическую модель головы Клиента.
Вначале она представляет собой лишь контур, но по мере того, как Мастер знакомится с Клиентом (его анатомическими особенностями, состоянием волос и т.п.), он "выстраивает" на этом экране модель будущей прически. Мастер мысленно "прокручивает" все возможные варианты стрижки или укладки и только после этого приступает к работе.
Стрижка, созданная такими мастерами, уникальна: даже после ее деформации (перечесывание, мытье головы и т.д.) она все равно сохраняет свой стиль.
Основываясь на всем сказанном выше, можно дать несколько рекомендаций, которые помогут вам достичь высот профессионального мастерства:
- постоянно самосовершенствуйтесь;
- изучайте новую технику и новые препараты, используемые в парикмахерском деле;
- путем тренировок создайте свой "внутренний экран" - он поможет вам осуществить "примерку" различных вариантов и форм причесок для каждого конкретного Клиента;
- вырабатывайте творческую смелость, способность при создании прически идти "от противного" по отношению к существующей моде - это приведет вас к формированию новых модельных течений и созданию оригинальных авторских моделей.
Борис Гузеев, экс-тренер сборных парикмахеров РСФСР, СССР, Монголии, Кубы, Литвы "Отличник бытового обслуживания населения", соучредитель и председатель художественного совета региональной организации "Содружества парикмахеров"
Отзывы : 0