Анри Матисс "Танец": особенности и описание картины

Статьи

Анри Матисс "Танец"

Хранящиеся ныне в Музее современного искусства города Парижа монументальные полотна были заказаны Анри Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом в 1930 году. По замыслу Барнса, панно должны было украсить один из залов Фонда Барнса в Мерионе, штат Пенсильвания.

Анри Матисс биография

В 1931 году Матисс принялся за создание грандиозных полотен. Художник возвращался к излюбленным мотивам, осмысливая их заново. Когда работа была практически завершена, выяснилось, что сообщенные художнику размеры помещения были неверны. Матисс был вынужден срочно приступить к созданию второго варианта композиции, который ныне и украшает зал Фонда Барнса.

Как Анри Матисс создавал свои полотна?

Анри Матисс "Танец" описание картины

Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер. Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Он постоянно искал возможности выставить оставшиеся в его распоряжении полотна, в 1937 году работы были приобретены Музеем современного искусства города Парижа. Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике. В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа.

Напряженная работа по сложению из бумажных фрагментов окончательного облика панно для Фонда Барнса растянулась более чем на год. Художник избегал показывать результаты и не сообщал об изобретенной им необычной технике. В январе 1932 обнаружилась ошибка в измерениях ширины оснований сводов – почти на полметра. Границы между уже подготовленными панно были меньше, чем следует. Построение композиции нужно было начинать заново.

Анри Матисс "Танец": описание картины

Анри Матис "Танец" фото картины

Мастер подверг переработке свою первоначальную идею. В новом «Танце» появилось немало реминисценций фовистских полотен, а сама тема прочитывается более явно. В композицию возвращаются пластичность и обтекаемость контуров «декоративного» периода, очертания фигур вновь вторят архитектурным формам. Новый цикл панно, называемый сегодня «Мерионским», установленный в Фонде Барнса в мае 1933 года, сам Матисс называл «дионисийским».

Тема танца все еще представлялась Матиссу незавершенной, и он принимает решение возвратиться к многострадальному первоначальному полотну, ждавшему художника в мастерской-гараже. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. Это были именно те полотна, которые хранятся в Музее современного искусства города Парижа, а сейчас выставлены в Москве. Полотно с первоначальным вариантом, на котором оставались начатые еще зимой 1931/32 года наброски композиции, служившее основой для бумажных экспериментов и потому испещренное следами булавок, было свернуто в рулоны и оставалось забытым вплоть 1992 года. Впоследствии оно было также приобретено Музеем современного искусства города Парижа и сейчас известно как «Незавершенный» «Танец».

Окончательный вариант «Парижского» «Танца» художник считал воплощением воинственного начала. Изначально более смелый и радикальный по решению, осенью 1933 года он превратился для мастера еще и в символ победы над разлучившими его с любимым детищем обстоятельствами. «Парижский» «Танец» приобретает значение эстетического манифеста, утверждающего, помимо новых форм и приемов, еще и право мастера на творческое высказывание в современном мире.

Творческие находки Анри Матисса, сделанные во время работы над «Танцем», получили развитие в позднем творчестве самого мастера и его младших современников. Отныне техника декупажа (от франц. decouper — вырезать) стала одной из основных для художника. Бумажные подготовительные элементы композиции «Танца», перестав быть техническим приемом, обрели самостоятельную художественную ценность: рассыпавшись, они воплотились в многочисленных сериях графических листов и книжных иллюстрациях. Абстрактная арабесковость все более отстраняющейся от реальности композиции вплотную приблизила Матисса к художникам беспредметности — мастер как будто балансирует на грани превращения образа в отвлеченный знак.

Наконец, даже такая техническая подробность, как возможность исполнения произведения искусства простым маляром, копирующим расположение бумажных листов, воспринимается как акция, исследующая подход художника к столь актуальной для авангарда проблеме уникального и массового. Матисс, глава первого новаторского художественного движения XX столетия, по истечении его первой трети вновь попытался дать ответы на вечные вопросы о месте человека в обществе и мире, зыбком равновесии между рационализмом цивилизации и первобытной энергией инстинкта, соотношении, столкновении и диалоге в человеческой личности природного и социального.

Где хранится картина Анри Матисса "Танец"?

Анри Матисс: как создавалась картина "Танец"

Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». Сразу же после завершения панно он пытался заинтересовать им публичный музей или владельцев открытого частного собрания. Такая возможность представилась лишь в 1936 году, когда панно было приобретено парижским музеем Пти-Пале на средства, выделенные для проведения Всемирной выставки 1937 года. Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение.

В конце 1980-х годов полотна были полностью отреставрированы и заняли почетное центральное место в экспозиции. Уникальная возможность увидеть панно в России представилась по причине ремонта, проходящего сейчас в залах Музея современного искусства города Парижа. На это время грандиозные полотна отправились в путешествие, конечный пункт которого — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

А.В. Петухов

Известные полотна Анри Матисса (фото)

Картины Анри Матисса фото описание
Картины Анри Матисса фото описание
Картины Анри Матисса фото описание

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить