В марте в Москве был создан Музей парик-махерского, постижерного искусства и декоративной косметики. Подобные музеи были уже существуют в Дюссельдорфе, Топлице (Чехия) и Флиссингене ( Голландия).

На выставке "Весенний Вернисаж", которая проходил в Москве, в Гостином Дворе с 21 по 23 марта среди фирм, выпускающих оборудование, инструмент, принадлежности, косметические товары была экспозиция самого молодого Музея прически. В канун Дня музеев он получил всю необходимую докумен-тацию, подтверждающую его статус.

Девизом стенда на "Весеннем вернисаже" был выбран "От Ивана Ан-дреева до Долорес Кондрашовой". На нем были представлены уникальные фотоматериалы о тех, кто содействовал становлению и развитию парикмахерского, постижерного искусства, декоративной косметики в нашей стране. Обязанности экскурсовода выполнял лично директор музея Сергей Егорович Мещеряков.

Музей прически находится в Москве, на Артековской улице. Он расположен на 2-м этаже парикмахерского са-лона, здесь же постижеры работают над изготовлением париков, постижерных изделий.

"Наконец осуществилась мечта моего наставника Леонида Александровича Годова, замечательного мастера, художника, прекрасного человека, - рассказывает С.Е. Мещеряков, - Годов всегда мечтал создать Музей прически в России, в Москве".

Смотря на аккуратно разложенные в за стеклом витрины ножницы, гребешки, бритвы, щипцы, словно попадаешь в мир московской старины, Гиляровского и Иванова с его "Метким московским словом", в котором есть и глава о парикмахерах.

Работа в салонах требовала знания обхождения с клиентами, умение обращаться с косме-тическими средствами. Во время работы парикмахеры вели светские беседы, часто рассказывали модные сплетни, выполняли роль сводни-ков. Некоторые помогали устроить выгодные дела во время причесыва-ния или бритья, само собой разумеется, что за этим следовал солидный гонорар. Во время работы было принято щелкать щипцами и ножни-цами за это работники получили прозвище " щелкачи".

Если жизнь в городах была весьма сытной, то бродячие ци-рюльники терпели голод а ходод; испытывали различные лишения. Со стулом ,надетым на шею , ящиком на длинном рем-не через плечо, путешествовал по селам, деревням в поисках работы цирюльник. В музее можно увидеть большое количество разных бритв, принадлежностей которые они использова-ли в работе.

Привлекают внимание смешные маленькие фигурки, которые находятся среди принадлежностей. Они изображают момент за-вивки, бритья. Несколько женских головок с историческими прическами, сделанные из гипса, раскрашенные красками напоминает бюсты большей величины, которые было принято выставлять в витринах салонов- парик-махеров.

Инициативная группа помогает собирать книги, иллюстративный материал по прическе, макияжу, постижу. Уже сейчас в запасниках музея есть старинные фотографии, по которым можно наглядно изучать историю прически. Скрупулезно накапливает директор музея материалы о людях, которые в разное время писали книги, статьи, работали в области парикмахерского, постижерного искусства.

Сейчас еще можно что-то найти, приобрести, через десятилетие может быть поздно, так как из жизни уходят люди, работавшие старин-ным инструментом, принадлежностями. Все собранные предметы тщательно восстанавливаются.

Директор музея прически Сергей Егорович Мещеряков хорошо зна-ет секреты и все примудрости парикмахерского и постижерного искусства. Сам он проработал несколько лет в Лаборатории при ЦБНТИ. Вместе с руководителем лаборатории В.В. Важентукевич и главным художником по прическам Долорес Кондрашовой он активно разрабатывал документацию, модели, являлся специалистом-художником по постижерным изделиям. Обладающий необычайно энергией, Сергей Егорович полон планов по развитию своего детища.

Несмотря на то, что музей еще не принимает посетителей, планы руководства - большие. Предполагается проводить конкурсы парик-махеров среди подростков, чтение лекций специалистов, авторов книг по прическе, постижерному делу, парикмахерскому искусству.

Ирина Сыромятникова

На фото: Постижи из каталога 1913-1914 года

P.S. Иван Андреев - талантливый парикмахер-самоучка. Пришел пешком в Москву, доучивался в парикмахерской, выполняя несколько лет " черные" работы. Бедствовал, голодал, но сумел преодолеть все невзгоды. Из ученика стал сначала подмастерьем, затем мастером. Талант, упорство помогли Ивану Андреевичу Андрееву открыть свое дело в Москве, на Кузнецком мосту. Он изучал парикмахерское, искусство за границей, перенимал все лучшее и внедряв в работу свое-го салона. Андреев выезжал на конкурсы, в Париже он был награжден высшими наградами, получил звание профессора Академии парикмахерско-го искусства, " бриллиантовые пальмы". Он выпустил алъбои причесок в 1909, 1912гг. Его портрет по праву занял свое место в российском музее прически.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить